Авторское право: что нужно знать музыканту и творцу
На эту статью нас натолкнул случай, который произошел в начале этого года. Связан он с воровством. Только никто не украл машину, кошелек и даже не увел коня. Речь идет о нематериальных ценностях — об интеллектуальной собственности. До сих пор в наших широтах как-то не принято ценить, оберегать и покупать продукт, который произвел на свет мозг украинца.
Безусловно, существует несколько прецедентов, по которым можно сказать, что защита авторского права какая—никакая у нас есть. Но, так ли все хорошо и прозрачно? Да и помимо интеллектуальной собственности существует масса других нюансов, связанных с нематериальным товаром. Например, нежелание заказчика платить нормальные деньги за результат умственной деятельности.
Некоторые читатели сейчас могут сказать, что это не так и привести в пример IT-сферу. Да, за нее платят, только из заграницы. А особенно страдающим от дешевизны и пренебрежительного отношения в плане гонорара является творческий сегмент рынка. Как можно платить за что-то выдуманное? (с) заказчик.
Нежелание украинского клиента платить достаточную сумму и общее финансовое состояние граждан являются не последними индикаторами отсутствия у нас привычки платить за изобразительного искусство, музыку, скачивание книг и т. д. Это же касается услуг творческого характера. Что же делать и как быть?
Законодательная база для отстаивания своего права на интеллектуальную собственность в нашей стране все-таки существует. Есть ряд кейсов, когда авторам удалось полюбовно договориться или получить компенсацию. Мы расскажем о нескольких из них, попутно приводя примеры из теоретической части. А вы можете положить ее в карман, и в любой удобный момент доставать в качестве универсального (мы надеемся) инструмента и применять на практике.
Як реалізовується авторське право в Україні? | РАНОК НАДІЇ
Кейсы
В моей личной практике был случай, когда футболку нашего креативного бюро NAH(C)rew с дизайнерским принтом разместил у себя в качестве товара один сайт, печатающий на вещах и продающий их. У нас все произошло быстро и полюбовно, после письма на почту к интернет-магазину с подробным описанием, ссылкой на нашу продукцию с датой публикации и предложением двух вариантов: либо наш % с продаж, либо уберите с ресурса, вещь просто оттуда удалили и извинились. Но! Могло быть иначе.
Судиться в подобном случае сложно, как правило, бесполезно и затратно. Самое быстрое, что вы можете сделать при отказе что-либо предпринимать в подобной ситуации со стороны опубликовавшего — это создать ему дурную славу в социальных сетях и отправить жалобы на его аккаунты. "инфа 100%", "репост, помогите" и т.п. работает до сих пор. Конечно, при этом стоит привести доказательства вашей правоты. Старайтесь не публиковать выдержки из личной переписки. Исключение — если только они содержат оскорбления, угрозы или прямое указание на то, что вашу интеллектуальную собственность будут использовать.
Если у вас много друзей в сети, они вполне в состоянии помочь вам сделать человека известным. Только не переборщите — слава Герострата может быть в итоге хорошей рекламной кампанией.
Фото NAH(C)rew
Например, во время проведения ЕВРО-2012 в Украине случаи кражи работ имели место. Вот небольшая история от людей, которые сделали проект альтернативных символов чемпионата. Рассказывает один из авторов, Виталий Юрасов:
"Это был проект "неофициальных талисманов Евро-2012 — Ясь та Івась", типа смешные карикатурные персонажи со смешным историями про Польшу и Украину, как бы на замену дегенеративным Славеку и Славку. Авторство принадлежит Игорю Бежуку из Коломыи и мне — Виталию Юрасову из Харькова. Игорь Бежук — художник и автор альтернативных талисманов.
И этих героев мы вместе раскручивали через комиксы с ними — я писал сценарии, Бежук рисовал.
Проект понесся в фейсбуке и права на него в Польше официально купили и использовали по закону — печатали сувенирку. А в Украине никто не обращался, но во всех городах, где играли матчи Евро в Украине, с ними продавали футболки, чашки, магниты и прочую лабуду. Даже в Борисполе, говорят, было. В Харькове и Киеве на раскладках я своими глазами видел. И, конечно, всем неважно было, кто это придумал, нарисовал, раскрутил и все такое. Люди плевать хотели, бабло им нужнее".
У авторов тогда не нашлось решения по поводу того, как общаться с пиратами. Какие можно предъявить претензии людям, у которых продается придуманная тобой работа. Виталий Юрасов:
"С пиратами хз как общаться, ну спросил я на лотке "ху...и вы спи...ли чужое?", стоит бабка-реализатор и вообще не понимает о чем мы, а спорить и выяснять с каждым торгашом тупо не было времени. Мы ж просто два чувака по сути, а не корпорация с юристами и кучей свободного времени. Времени если честно вообще на это не было.
Просто поляки могли использовать наш труд и мы б даже не узнали. Но! Именно они прислали договор и заплатили. А у наших даже в голове такого нет, дикари…"
Фото Deutsche Welle
А что же насчет музыки?
Инцидентов в этой отрасли интеллектуальной собственности более чем достаточно. Пиратство, воровство, использование сочинений без выплат роялти, неправильное цитирование, плагиат и т. д. Подобный список можно оставить открытым в сети с ограничением добавлять только по одному слову в сутки и он будет увеличиваться каждый день в геометрической прогрессии.
Несколько лет назад бывший паблишинг-директор украинского филиала EMI Comp Music (которая сейчас уже Universal Music) Кирилл Цуканов написал книгу "Украина и шоубиз", в которой озвучил ряд тезисов и проблем, связанных напрямую с авторским правом. Уверен, это прикладное пособие скоро выйдет в свет и станет хорошим руководством к действию для любых талантов.
Neformat.com.ua приводит ряд цитат из этого пока неизданного труда, чтобы ни музыканты, ни другие творческие авторы не попали впросак на наших широтах. В Украине много дыр и противоречий в законах. Впрочем, это ни для кого не новость. Итак:
"Господа авторы, скажу Вам сразу, регистрация в нашем государственном департаменте интеллектуальной собственности вещь хорошая, но НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ. По нашему законодательству действует презумпция авторства (почти как презумпция невиновности), это означает приблизительно следующее: если вы сказали, что вы автор и никто не в состоянии доказать обратное, то значит, вы действительно автор. Как это работает? Для того, чтобы зафиксировать авторство есть три основных момента:
1. Уже упомянутая регистрация в госструктурах. При ней будьте очень осторожны, указывая информацию в бланках, любая неточность может быть использована против вас.
2. Обнародование произведения, то есть доведение до общего сведения с вашего согласия. Это значит, что вашу нетленку должны услышать посредством радио, ТВ, ну это из популярных СМИ. При обнародовании должно быть сообщено имя автора или авторов.
3. Этот способ очень забавный (с легким налетом шизофрении), но по сути самый действенный как у нас в стране, так и за рубежом. Вы берёте и записываете нотами и словами композицию на бумагу плюс туда же можно вложить и демо-запись на носителе, и все это аккуратненько запаковываете в пупырчатый конвертик и идете в ближайшее отделение укрпочты. Там вы отправляете себе же, на свой же адрес, имя и фамилию посылочку или ценное письмо с описью и ждете, пока это письмо придет к вам в почтовый ящик, такое всё красивое проштампованное с датой. Ни в коем случае не открывайте (поверьте, знаю пару случаев, когда такие вещдоки были уничтожены глупыми фанатками), иначе придется идти на почту еще раз".
Кирилл Цуканов. Фото с Facebook
Что касается краж из интернета, то автор книги говорит следующее:
"По судам, связанным с интернетом, могу сказать, что сделать фиксацию контента на интернет ресурсе довольно сложно. Но методика есть. Мы по-прежнему говорим про музыку.
Для того, чтобы, скажем, доказать, что ваша композиция несанкционированно продается с сайта, нужно собрать комиссию из дипломированных специалистов – юриста, технаря и музыканта. Юрист отвечает за правильность процедуры, технарь отвечает за "общение" с компьютером, а музыкант - за "опознание" музыки. Это самая простая ситуация, ибо если композиция просто лежит на торренте или каком-либо другом ресурсе и скачать ее можно бесплатно – то состав преступления не очень заинтересует ни адвокатов, ни судей, хотя права то, конечно, нарушены, нужно включить компьютер, приготовить камеру с пленочным носителем. Да, да, именно с пленочным! Потом делается контрольная закупка, создается акт, который подписывается участниками действа, и вроде как доказательная база готова.
Почему вроде как? Потому что всё, что связано с интернетом, в нашем законодательстве черным по белому не прописано и поэтому всегда есть место для маневра. Но не стоит расстраиваться, это место для маневра есть и у вас. Однако приведенный пример не имеет прямого отношения к презумпции авторства, хотя этот метод вы можете применить и при попытке доказать свое право на интеллектуальную собственность".
Насчет пленочного носителя у нас нет уверенности, так как законодательство с момента написания книги немного поменялось. По состоянию на сегодняшний день, можно использовать в качестве доказательств и цифровые носители.
Авторське право на музику. Копірайт грамотність
Есть ли альтернативные пути?
Часть нашей аудитории, которая относит себя к DIY-движению может возразить и даже процитировать несколько манифестов про свободу информации. В книге про шоубиз и по этому поводу также нашелся ответ.
"Рассмотрим два вида популярности разной степени. В одном случае популярность может быть локального характера в плане по причине узкожанровости. Есть у меня один знакомый знакомого, который играет дарк-эмбиент. Довольно специфическая музыка, однако делает он ее сам и записывает сам. Недавно его подписал независимый норвежский звукозаписывающий лейбл и собирается сделать релиз его пластинки в ближайшее время.
Второй сорт популярности – это массовость, которую мы на протяжении всей книги рассматривали практически под микроскопом. Вот если DIY артист становится популярным настолько, что оказывается на соседней строчке с артистом по типу Веры Брежневой, перестает ли он быть "самосделанным"? Те, кто считает, что в таком случае такой артист перестает быть DIY парнем или девчонкой, должны задать себе один вопрос. Каким образом связана незапланированная (если так можно выразиться) популярность с предательством идеалов DIY? Думаю, что никаким. По крайней мере, это не логично. То же самое - глупо считать, что дарк-эмбиент DIY артист, выпускающийся на независимом норвежском лейбле, предал "сделай сам" движение.
Разница в этих двух вариантах лишь одна: в случае первого вида популярности артист вряд далеко отойдет от изначального своего положения и идеологии, а вот во втором случае, скорее всего, артист перекочует в категорию продюсируемого шоубиза. Но разве это плохо? Разве плохо, если человек начнет зарабатывать деньги на том, что он от всего сердца написал, исполнил и записал?"
Вообще, помните, если у вас воруют что-то произведенное вашим мозгом, то значит товар стоящий и стоит продолжать с ним работать. Это признание. Одно из его разновидностей.
И то основное, чего пока не хватает нашей стране, так это прецеденты с выигранными судебными процессами по авторскому праву. В особенности, это касается андеграундной и альтернативной сцены, которая предпочитает наблюдать за всем со стороны на серьезных щщах и быть выше всего этого. А может подобное поведение — это просто попытка оправдать собственную инфантильность и нерешительность?