Эволюция тату-культуры в музыкальной среде
Эх, мода-мода. В пору бы сетовать на тебя: что ты делаешь с людьми, не особо окрепшими умами, целыми поколениями и отдельно взятыми персонами, но нет. Сейчас я с искренней душой и низким поклоном буду благодарить тебя. Чистосердечно, без фальши и каких-то неискренних примесей. Спасибо! За то, что разрываешь устоявшиеся в нескольких поколениях шаблоны и стереотипы, не у всех, но у большинства, что уже приравнивается к победе, как по мне.
С чем у вас ассоциируется краска под кожей? Символический рисунок, несущий в себе какую-то идею, красивое изображение, как дань искусству, либо партачё(о)к, - всё равно круто, как не крути. Назревает только один вопрос: почему массовое помутнение началось именно сейчас? ("сейчас" это с дичайшей натяжкой, феномен массового татуирования пошел примерно с начала 2012 года, на данный момент можно лицезреть его полноценный пик).
Я попытаюсь проследить тенденцию подъема и массового психоза по поводу рисунков на теле краской, объяснить, каким образом тут причастна музыка, как с этим жить и что делать дальше, попутно сопровождая всё это действие комментариями от "забитых" представителей музыкальной тусовки.
I. Истоки
Понять, когда именно возникло само явление тату не представляется возможным, так как письменных или явных свидетельств нет. Всё опирается на археологические данные поэтому условно, отчёт будет вестись от доисторических времён. Изначально, помимо украшений, рисунки на теле служили знаками опознавания среди племён, принадлежность к той или иной прослойке общества или вероисповеданию. Самое главное - чем-то зазорным, отличающим тебя от других это не являлось, скорее наоборот: если тело было чисто, то к человеку относились недоброжелательно и даже с презрением.
Резко ситуация переменилась в т.н. "тёмное средневековье", когда вся власть была отдана церкви и даже мысль о порче тела каким-либо образом была недопустима: "Ради умершего не делайте надрезов на вашем теле и не накалывайте на себя письмена", Ветхий Завет, Книга Левит 19:28.
Обычай татуировки резко сошел на нет и поддался клеймению, как языческий и недопустимый в цивилизованном мире (хотя на данный момент официальные представители христианства относятся к тату скорее одобрительно нейтрально, чем негативно).
Великий Омаи (предположительно). Благодаря ему в Старом Свете о тату стали отзываться теплее
Маленькими шагами общество перестало плеваться в сторону тату, начиная с конца XVIII века, когда Джеймс Кук ради потехи и шокирования высокого общества привёз сильно закрашенного полинезийца-добровольца. Но до середины 50-х и всплеска хиппи-движения особого прогресса не наблюдалось.
Валик Лапшин. Yotsuya Kaidan
Для меня это личное. Думаю, что татуировки это ошибки молодости. Хотелось бы посоветовать людям без татух никогда их не набивать. Я вот летом хожу только в джинсах, потому что мне не нравятся мои тату покрывающие ноги.
Мне кажется, что повальное увлечение татуировками свидетельствует о плохом вкусе в массах. Кроме того, мало кто пытается разобраться в настоящей эстетике этого явления, большинству людей нравится дичайший китч и безвкусица. Хорошие мастера - это только те, кто бьет свои эскизы в своём уникальном стиле. Ремесленники, которые копируют фотографии из интернета, - это не татуировщики, а ремесленники на потеху неискушённой толпе.
Спустя годы я пришёл к выводу, что тату - очень индивидуальная вещь и она должна быть простым легко читаемым символом или очень крупным изображением в недоступных для чужих глаз местах. Если бы у меня была возможность избавится от всех своих татух, я бы с удовольствием ей воспользовался, но тк это невозможно, планирую перекрывать их более сдержанными и самобытными композициями.
II. Ранний этап и зарождение v.2
С приходом хиппи движения, как протестный ответ на глобализацию и нездоровую мораль, в числе первичных способов борьбы была выбрана и нательная живопись. То, что осуждается обществом, становится приемлемым и желанным. От простецких рисунков черепах и якорей, которые были у подавляющего большинства (Кеннеди и Черчилль, в том числе), до творческого бума и желания инноваций в художественном плане.
Если ранее мастер-татуировщик в общественном сознании разделял нишу между чистильщиком обуви и дворником, то сейчас считался полноценным художником, так как каждый пытался привнести что-то новое в искусство.
Вдохновением, как ни странно и противоречиво это звучит, послужила пуританская Британия. Интерес к The Beatles и всему, что с ними связано, привел к тому, что "культурные проныры" докопались до настоящего сокровища - хранитель нравов и первое лицо государства, Эдуард VII (как и его сын впоследствии, Георг V), сам был покрыт рисунками - изображениями великих батальных сцен, что в красоте и изяществе нисколько не уступали и местами даже превосходили видных деятелей жанра: Луи Уильяма Десанса, Элизабет Томпсон и Роберта Хиллингфорда.
Начало 70-х
Стилистически то, что мы называем сейчас олдскулом, тогда было ньюскулом, испытывало влияние различных культур и разбавлялось рисунками связанными с лозунгом "Make love, not war!".
Максим Ищенко. Small Depo
О вовлечении в культуру
Сильный интерес к искусству татуировки у меня возник на первом курсе. Я попал в круг общения людей, которые активно забивались, дружили с мастерами, обсуждали различные школы, стили, направления, свои сеансы и идеи для новых работ. Учитывая мою впечатлительность, я не мог упустить этот заманчивый фактор и оставаться в стороне. Даже процесс ухаживания за свежей татуировкой: промывка, нанесение заживляющей мази, компресс, вызывал во мне ряд приятных ассоциаций.
О современной моде
Считаю, что активный интерес к художественной татуировке у людей на западе возник в 60-70-х годах, за счёт новых идеологических движений в культуре. Тот момент, что сейчас, в практически любом городе, ты можешь найти тату салон, говорит о том, что есть спрос на эту услугу. Другая сторона медали - это уровень, качество и подход. Последний касается зачастую клиентов, но не мне судить ваши иероглифы, птицы, и надписи в стиле "онли гад кен чадж ми". Общая эстетика конечно же хромает из-за таких заказчиков, но мастера тоже люди и от халтурки лишний раз не отказываются.
"Раньше совы да олени, сейчас дома да ели. Добавьте ещё цветы в графике и побольше". Мне плевать, главное, чтобы человеку который носит на себе краску нравилось.
Собственные тату
Я хотел себе блэк ворк, как только увидел в сети что это. Изначально он должен был быть на левой руке, но я угорел по панк року. Давал учиться на себе молодым мастерам, некоторые из них добились хороших результатов в работе, теперь мне приятно осознавать, что я помог человеку в его мечте постичь ремесло. Иногда это были просто тусовки и кто-то притаскивал с собою машинку/расходники и мы валили друг другу всякую хрень. Однажды в Житомире по такой схеме, сидя на кухне, я наколол трём людям по космической ракете, как символ города в честь Королева. 4 ракета досталась мне.
Рассказывать за каждый партак не вижу смысла, иногда это была общая татуировка в знак дружбы, иногда карикатурный портрет девушки, которая в итоге оказалась бывшей.
Наверное самый странный случай, когда ко мне на улице подошла незнакомая девочка, спросила есть ли у меня татуировки, после чего слёзно упросила дать ей навалить мне один из своих эскизов под присмотром одного известного мастера. В итоге, через пару часов у меня на руке красовался эмбрион летевший в звездном небе.
III. Глэм и трэш-метал эпоха
Хиппи-глашатаи и видные лица эпохи не особо торопились "портить своё тело краской", что создавало ощутимый дисбаланс между теми, кто на сцене и под ней. Возникал своеобразный барьер, разделяющий музыканта и слушателя, избавляться от которого было необходимо. Не критично, но желательно.
Чарты и умы штурмовали глэм рокеры, в противовес которым шли, иногда очень ожесточенно, любители трэш-метала. По факту, что отличало одних от других? Длинные волосы, безумное поведение и ревущие звуки со сцены. Как различать представителя одного жанра от другого? С помощью рисунков, как в давние времена. Всё, в итоге, возвращается к своим корням.
Томми Ли. Mötley Crüe
Ходили байки, что первые трэшеры начали набивать тату только для отличия себя от любителей музыки игравшей повсюду на Sunset Strip. В последствии те же глэмеры становились в числе самых татуированных, чем только стимулировали других ко внешней трансформации.
IV. Гранж и культура собственного псевдо-пренебрежения
Устав от одних мужчин, которые выглядят по-женски и так же смазливо поют, как и от других, которые противопоставляют себя им и вечно кричат о войне и социальщине, мейнстримной культуре был необходим новый лидер для продолжения и прогрессирования протестующих идей и мыслей.
Такой идеей стал гранж и его самое доступное воплощение - Курт Кобейн. Он говорил: "копните глубже в себя, посмотрите внутрь, не наружу". Следствием чего и становится смена векторов мышления, опять, чтобы в следующем этапе по-полному вступить в свои силы.
Пренебрегая устоявшимся правилам о музыкальном и сценическом виде, эта культура несла в себе одну идею - естественность, из которой выплывало более грубое, но понятное "простота во всём". Это же проникает и в мир тату, как следствие чего появляется мода на "партаки" (именно в кавычках, якобы небрежные работы, сделанные на скорую руку, на самом деле, были крайне высокого качества).
Тут же повторяется история с хиппи - кумиры и идолы своё тело никак не спешили разрисовывать, вследствие этого тату снова уходит в подполье. Эдди Веддер, Курт Кобейн, Крис Корнелл и Лейн Стэйли ходят абсолютно чистыми.
В странах пост-СССР, что в этот, что в последующие периоды, понятие тату условно, в обиходе используется обобщенное - "наколка", которое напрямую вызывает ассоциации с криминальным миром. Сдвиги в лучшую сторону происходят с 1995 года, когда в Москве проходит первая тематическая конвенция, на которой всемирно известным становится Максим Чирик, лицо которого забивает Филипп Лью. Мир отдает первому почётное звание "Heavy tattooed man of the world".
Пахан. Ass Co Bar
О первых шагах
Мое первое знакомство с тату произошло еще очень давно, когда я с помощью швейной иглы и пасты от гелевой ручки пытался наколоть себе на предплечье значок анархии. Мама это увидела и надавала мне люлей. Но уже через пару лет я все равно набил себе первую татуху (делалась она все равно в кустарных условиях самодельной машинкой). Сейчас же на мне очень много рисунков, сложно даже посчитать.
О любимых рисунках
Трудно сказать какие из них любимые, но я выделю две. Первая - это татуха "Большого брата", набитая по книге Джорджа Оруэлла "1984". Думаю, в пояснениях она не нуждается. И вторая - это татуировка "Проклятый старый Том". Этот рисунок набит у человек 6-7. И все они причастны к тому кутежу, который несся в баре Tom Sour за время нашей там работы.
О моде
То, что сейчас молодежь повально забивается, меня не тревожит особо, а наоборот радует. Люди стали проще к этому относиться: перестали ассоциировать забитых типов с зэками и т.д. Раньше меня могли не взять на работу из-за "цвета моей кожи", а сейчас, набивая новую масть, я не переживаю что меня попрут с должности. Но, может, это мне просто повезло.
V. Раскрашенная альтернатива нулевых
Бум! По факту, в этом промежутке времени повторяется период времени 80-х. Только вместо Акселя Роуза или Кевина ДюБроу примером для подражания становятся Кори Тейлор, Джекоби Шэддикс и Честер Беннингтон. Особняком среди них держался настоящий монстр Фил Ансельмо.
Джекоби Шэддикс. Papa Roach
С экранов повсеместно светятся лица и части тела, разрисованные различными разноцветными красками и причудливыми рисунками. Без преувеличения, по пальцам можно сосчитать музыкантов эпохи ню/альтернативного метала, у которых кожа осталась нетронутой.
Отдельным подпунктом, я считаю, важным выделить феномен популярности пост-хардкор и фейк-эмо музыки, которая крайне сильно повлияла на продвижение татуировки в массы.
Вслед за фанатичной популярностью персоны Оливера Сайкса, понятие "рукав" становится пределом мечтания каждого, кто прикасался к данному жанру музыки.
Подкрепляемые внешним видом Митча Лакера и Дэнни Уорснопа, к сожалению, возникает огромное количества позеров, которые рисунки на теле делают не ради искусства, - ради дани моды и привлечения внимания.
Закрытые участки тела всё так же подвержены краске, но всё большим и большим спросом пользуются открытые места - кисти, пальцы, шея, лицо. Такого ранее не наблюдалось.
Морж. Ass Co Bar
Начал забиваться в 18 лет. На моду вообще по*уй. Я отмечаю только, то начали забивать лица чаще, и мои татуировки на лице не должны уже вызывать столько внимания. Однако, до сих пор вызывают, что меня суперудивляет.
О своих тату
Любимые татухи у меня все, особенно выделяемые мной:
• звезда хаоса на затылке
• эскобар(тот самый) на ноге
• маленькие сиськи на плечеДа *ля, они все ништяк, потому что я ответственно отношусь к нанесению рисунков на туловище. Татухи должны быть стильком, а они у меня, в принципе, все вписываются в концепт панк-угарного стилька.
VI. Современные реалии. Хип-хоп
Глупо будет отрицать, что сейчас, в сию минуту, завтра, через месяц и год назад, у музыкального руля стоит хип-хоп, трэп. Изначально он также был довольно жестким жанром с глубоким социальным подтекстом, тяжелой лирикой, разнообразной музыкой и повсеместным протестом. По-моему мнению, именно он сделал с тату-культурой тот бум, который вы можете лицезреть сейчас. Каждый десятый, как минимум, имеет одну тату, из этого количества, у 40% - их более двух.
То, что на слуху, четко въедается в мозг и после того, как ты сотни раз послушаешь въедливый трек, обязательно захочется посмотреть на артиста, который как выглядит? Правильно, он забит. В свои 20,22 и даже 17 у них есть куча тату, превалирующие из которых - на лице. Фейс-тату стало определенным плевком в сторону социума, но с каким посылом? (тут во мне просыпается маленький хейтер) Никаким, по факту. Повторяется история с пост-хардкором и слушателями - всё, ради привлечения внимания. #янитакойкаквсе
Чтобы не быть голословным, приведу примеры на основе двух музыкальных порталов, диктующих, что слушать и кого: мейнстримного в лице Billboard и андеграундного в лице Soundcloud.
Входящие в топ-10 билборда: Cardi B, Drake, Ed Sheeran, Kendrick Lamar, Post Malone, Young Thug
Топ-10 саундклауда: 6ix9ine, Migos, Rich The Kid, XXXTentacion
Аутро
Нам, людям нового мышления, что избавляются от красного тоталитаризма в голове, подобный общественный резонанс идет только на пользу. Благодаря этому мы разрываем устоявшееся клише, вложенное нам двумя-тремя поколениями о том, что тату - это наколка, следовательно, причастность к криминальному миру. Нет, это вид изобразительного искусства, в котором есть свои поджанры и сравнивать одно с другим - варварская, дикая ошибка. Тренды к нам приходят с опозданием, но спасибо, что приходят.
Бить тату, либо нет - решение каждого. Вкладывать смысл, либо делать по фану - дело каждого. Следовать моде, либо оставаться в андеграунде - дело каждого. Только с умом подходите. Ведь вкусы не вечны, а взгляды - тем более. Актуальность штука крайне нестабильная, даже сумасшедшая.