Neformat Family: Nice Wings, Icarus!
Киевская пост рок/пост-метал группа Nice Wings, Icarus! — еще один коллектив, образовавшийся на просторах Неформата. Команда успела просуществовать всего три года, но оставила слушателям наследие в виде двух релизов — одноименного альбома и ЕР "Aurora". Мы попросили барабанщика команды — Юрия Касьяненко поделиться своими воспоминаниями о тех временах.
***
Середина нулевых для украинской музыки была, на мой взгляд, лучшим временем. Не вдаваясь в подробности форумной и субкультурной жизни, просто отмечу, что вечером можно было включить телевизор и на канале enter music увидеть Cult of Luna "Leave Me Here", Norma Jean "Bayonetwork", Dredg "Bug Eyes", A Perfect Circle "Passive" и Tool "Parabola".
"Икарусы" начались с репетиций группы Taste of Tiramisu, что, не считая меня, целиком состояла из юзеров Неформата. Зайдя в раздел "ищу музыкантов", я создал тему в расчете поиграть на барабанах что-то вроде Dredg и A Perfect Circle, что и сейчас нахожу забавным, ведь играть я не умел совершенно. В любом случае, с альтернативным роком меня сразу обломали, зато позвали играть что-то, что называлось "сладж" и "скримо". Сказали послушать группу Union of Uranus, я включил и охуел: что это вообще? Но зовут — надо идти. На первую ночную репетицию, а точнее на "встречу под Макдаком" малолетнего меня привез батя, чтобы глянуть на компанию совершенно незнакомых людей, с которыми я собирался провести ночь в гараже, но увидел пару задротов с девчонкой — и махнул рукой. На счастье, "элита" Неформата так же, как и я, не умела играть, так что мы всю ночь гоняли один рифф, который типо "сладж".
Всем, вроде, понравилось, но уже через пару репетиций мы, однако, сообразили: чтобы было что играть, нужно позвать кого-то, кто умеет сочинять: так в группе появился Юра Ниндзя, которого мы нашли на том же "Неформате". Я и Юра быстро сошлись в любви к группе Tool, пост-року с пост-металом, и решили сделать свой "секретный сайд-проект". Так появились "Икарусы". Мы начали в марте 2008 и где-то летом у нас уже был полный состав с Вадимом (бас), Серегой (гитара) и, конечно же, талантливейшим Даней (скрипка). Басиста мы искали особенно долго: с нами играло пару, на удивление, виртуозных и олдовых чуваков, которые спустя рекордно короткое время сливались: раз даже посреди репетиции под предлогом потопа в квартире. А вот Даня появился внезапно, он возглавил творческий процесс и показал нам, что в музыке можно не только "дждждж". Никаких пост-металов Даня конечно же не слушал.
Возвращение домой с репетиции. Станция Майдан Незалежностi, последнее метро, длинный эскалатор вверх: едешь-едешь, а в голове… У нас нужно было считать или хотя бы врубаться в размеры: ну там, "раз-два-три-четыре", а тут, внезапно "пять". И я тогда вот это "пять" не понимал и сыграть не мог, а раз барабанщик не может, значит, на месте стоим, не можем доделать песню. И Даня выгонял меня из-за барабанов и показывал, как надо играть. Стыдно. И едешь этим ебучим эскалатором, а завтра в универ, а до следующей репы три дня и ты просто злишься, как черт, потому что ничего не умеешь, либо просто тупой.
Охота пуще неволи. Взглянем на факты: пятеро молодых людей, у которых нет ни инструментов, ни бабла, ни работы, морозят жопы, играя в гараже "подешевле" музыку, которую они нашли в интернете. Признаем: пост-метал сдох, не дождавшись нового альбома Tool. Но мы мало того, что не думали о перспективности занятия: нас таких было полно, групп было очень много. Из очевидных: Хвилини Тисячі Мільйонів, Coala Pascal, бок о бок — Krobak и Alinda, на "дистортед" фронте — Kasu Weri, Forever Wasted и куча дума вообще, психоделик рок Slow Ride Home и вскоре — первые концерты Stoned Jesus. На концерты было интересно ходить, сцена росла, да так, что вчерашние сладжеры August 1945 сегодня уже играли хиппи-рок. Не говоря уже о том, что в том же гараже "Квадры" (Дениса из "Квадраджесима", а позже — звукорежа "Звукоцеха") играли Riot On The Radio, Марехада и, казалось, вообще все…
Прямо у ворот гаража была железная дорога, по которой, натурально, ездили товарняки. Короткий путь (а другого я не знаю) лежал через забор, где кто-то заботливо установил импровизированную лестницу, и вдоль по рельсам, где зимой было по колено снега, и можно было увидеть, как Суп из Scream Into Nowhere в костюме с работы тулит на репетицию своего нового эмовайленс-проекта.
Возле гаража росло хилое деревцо, не то вишня, не то абрикос, под которым все вышеописанные герои повествования между делом ссали. И однажды случилось чудо: дерево расцвело.
Я иногда думаю, какую роль сыграло то, что ни у кого из нас не было своей репетиционной базы, своих усилителей и барабанов. Мы "забивали" репу на два часа, что значило "не опаздывай", "ну, давай подключайся", "давайте быстро прогоним старое и возьмемся за новое". Короче говоря, мы, порой, вообще не разговаривали друг с другом. Чем кто занимался в "реальной жизни", мне лично было неинтересно. Да и какая разница? Ну нет у человека закинуть двадцатку за "репу" — закидывали остальные. Хуже было, когда не было денег доехать, такие случаи тоже были.
Удивительным образом весь этот diy организовал нас: спустя годы я немного поиграл с "богатыми", и был удивлен, как они могут битый час собираться, еще час подключаться, все время базарить, и почти не играть. Для нас это было непозволимой роскошью, называемой "ночная репа": это когда Денис открывал гараж в 23, и приходил его закрывать в 8 (или как получится), находя спящие тела на полу.
Паранормальная активность: десятки молодых людей со всего Киева стекаются в гаражи, где играют-играю-играют, совершенно не обращая внимания на обстоятельства, что едва ли поправились и сегодня: негде играть, нет ни лейблов, ни фестивалей. Была тусовка вокруг музыкальных форумов и энтузиазм. Играли в столовках. Хардкор концерты проходили на Подоле в "Соколе", а весь "дистортед" — сперва в "Филине", а чуть позже — в "Прайме" на Кудрявском спуске. И говоря, "Прайм", я не имею в виду клуб для богатой молодежи.
Когда появился Саливан Рум, возник вопрос "а в порядке ли ходить в столь богатые и пафосные места?". Концерт в Бинго был показателем статуса народного артиста. Из перспектив: ну во Львов съездить, у тех кто поамбициозней — в Москву, выступить на разогреве каких-нибудь "звезд", записать альбом… Помню, когда москвичи Аргумент 5,45 свелись в Сиэтле мы все охуели: "а что, и так можно?".
Характерной чертой группы (возможно, это наше общенациональное) была способность на полном энтузиазме влезть в самую жопу.
Наш первый фестиваль. Есть такое явление, "джиперы": это мужики, что прокачивают свои внедорожники. Летом они собираются в каких-то труднопроходимых ебенях, где соревнуются в пересечении болот и прочих препятствий. Зачем там музыка — непонятно, но пускай: раз зовут — надо (!) ехать. С трудом объяснив маме зачем, мы берем палатки и едем играть наш первый "опен-эйр". Повторю: играть пост-рок для мужиков в джипах посреди болота. Лайн-ап был вообще удивительный, кроме нас там были еще прог-металлисты Cthulhu Rise. Классически, лил дождь. Ближе к ночи участники праздника полного привода постановили, что, однако, желают дискотеку восьмидесятых, а не прог-метал. И организаторы попросту отменили концерты. Да, и так можно.
Однажды мы брали участие в каком-то польско-украинском конкурсе: с рекламой в метро, интернет голосованием и Сашком Положинским в жюри. Красота. Польских участников я не помню, зато украинская сторона была представлена обильно: от девочки с укулеле до, собственно, нас. Так что саундчек происходил рано. Помучавшись с добрый час, ведь ни один киевский звукач не знал что делать со скрипкой, мы, вроде, справились, и отправились тупить в ожидании нашего выступления. Спустя очень много часов, ближе к ночи, выходим на сцену, и оказывается, что звука нет: нужно снова "чекаться", да перед спящей аудиторией, что сидит в зале совкового ДК. На "разборе" Сашко выразил экспертное мнение, что "вяленько, без сердца, своего звукорежа нужно иметь". Но самое смешное, что за кулисами после нашего выступления я нашел листок с настройками всех конкурсантов, который звукач попросту днем посеял.
Порой случались просто обидные вещи. Раз мы выступали с Алиндой на разогреве Caspian в клубе "Хлеб". Настоящие американцы оказались огромными мужиками, что знали толк в звучании, поэтому отстраивались в этом бетонном мешке часа два, аж до победного момента, когда люди стали заполнять зал. Соответственно, организатор решил, что чек для местных в таких обстоятельствах — непозволительная роскошь, кроме этого, зачем вам так долго играть: выкиньте-ка пару своих длинных номеров! Так что ничего удивительного, что мы звучали как говно, а на следующий день форумчане писали о той самой "фирме", что показали американцы, до которой нам, как до небес. Повторюсь, выступление на разогреве "звезд" было пределом амбиций любой местной группы, дальше некуда мечтать. Иногда местные группы даже платили за то, чтобы их взяли на разогрев.
Справедливости ради, стоит заметить, что проблемы мы создавали и сами. К примеру, почему бы не организовать пост-рок концерт в Бинго? Коала Паскаль и Хробак, конечно же, отличные группы (к тому же в Хробаке в тот вечер играло трое из нас), беда только в том, что Бинго вмещает тысячу человек, а слушателей пост-рока… ну, человек пятьдесят. Как уместно заметил арт-директор, возможно, пригодилась бы какая-то афиша… Концерт назывался "Delay Worship": Игорь придумал, типа шутка о пост-рокерах и гитарном эффекте, делающим печальку. Но лучшую шутку придумал автор афиши — сотрудник аэропорта "Борисполь", для которого delay — это "рейс задерживается", оттуда и самолетик на плакате. В тот вечер мы проспонсировали пустой клуб.
Лучшее, что с нами случилось — это два концерта во Львове, что делала Ляна Мицько — ум, честь и красота Украины. Первый, и самый важный, был в старом трамвайном депо на фестивале "Лiнiя Втечi". Лил дождь, мы сильно переживали, что никто не придет, но недооценили Львов. Там все время дождь! Столько народу мы никогда не видели, народ не просто был: он врубался. Наверное, там, я впервые почувствовал, что делаю что-то не зря. Второй Львов был зимой в малом домике, что сквотировали художники. Трудно передать атмосферу того места: играете почти в кухне, импровизированный бар, люди очень близко. После концерта с вами все говорят как с людьми. Это случалось редко. У нас не принято хвалить.
В 2011 году мы даже умудрились сыграть с Devil Sold His Soul и Rosetta, но сейчас я вспоминаю один из концертов в клубе "Барвы". После ремонта там был, на удивление, нормальный звук. Пришло человек двадцать, мы даже хорошо сыграли, но сразу после концерта случилось что-то странное… Реальность наконец-то достучалась до сознания. Пришло отрезвление: прогрессивный-пост-метал со скрипкой, да пацаны?
Я даже не помню разговора "пора, красавица, проснись". Не помню как мы перестали играть. Надоело, наверное. Юрка потом играл в "настоящей" пост-метал банде Uprising Fomalhaut, которую все любили и котировали куда больше нас. Это было что-то вроде Реки и Amenra — крутая и злая хуйня, но существовала тоже недолго. Хуже, что они так и не выпустили альбом со своим последним крутым материалом. А я потом играл в Date Rape с Ромкой из Фомальгаутов, Фрезом из Гумилински и Олегом. "I щуку кинули у рiчку": опять все с Неформата. А вот Даня и Вадим уже стали папками, но все же играют вместе в группе Rattlepossum: первый — на гитаре, второй — на барабанах. Они, кажется, уже на всех инструментах умеют играть. Кстати, Даня — единственный в мире скрипач, умудрившийся порвать пластик на бас-бочке. Отличные чуваки.
Состав группы:
- Юрий Нагорный – гитара
- Юрий Касьяненко – барабаны
- Даниил Грудзинский – скрипка
- Сергей Заика – гитара
- Вадим Матузенко – бас
Nice Wings, Icarus! в соцсетях:
https://nicewingsicarus.bandcamp.com
https://www.facebook.com/Nice-Wings-Icarus-208997839157971/
Ранее в рубрике: https://www.neformat.com.ua/neformat-family
Фото взяты из официального сообщества группы в VK