Soom - Джєбарс (2018): что происходит во время прогулки по слобожанскому старому городу
Проснувшись утром в центре Харькова с бодуна или на выходах с тяжелой головой и душой, набравшей лишний вес, приходится куда-то идти. В месте, где ты находишься, закончилась даже вода из-под крана, на бумажном календаре выгорел год, а в телефоне говорят, что понедельник. День явно задается насыщенный… густыми сизыми красками. В любом случае нужно покидать обитель и отправляться на поиски жидкости, еды и других веществ для снятия пелены с глаз.
Итак, на дворе не самая солнечная погода, желания туманны, впереди открывается вид старых улиц второго мегаполиса Украины и внутрь проникает запах выхлопных газов, смешанный с шумом Центрального рынка. Путешествие практически началось… Не хватает малого — задействовать уши. Для этого в плеере странным образом оказалась группа Soom, причина ее появления и источник пока установить не получается.
С первых нот дарк-эмбиент вступления становится понятно, что релиз непознанный, а стало быть новый и что вокруг как раз та самая архитектура и свет для восприятия его звуков. Или может наоборот LP "Джєбарс" и есть таинство озвучки всей этой давящей атмосферы? Воздух на улице стал холодней.
На Слобожанщине (именно так зовется территория, на которой стоит город группы Soom) есть свой определенный сленг, как и на любой другой территории со своей историей. Имя "Джєбарс" - имя нарицательное, походит от "джеберс" и означает что-то типа "чувак" в разговорной речи. О его поисках неведомого источника мистической силы среди строений и пустошей Слобожанского края в альбоме и идет речь.
Оформление релиза от лейбла Robustfellow
Кова Ловець Блідого — гитара, вокал (Soom):
У группы Сум концепт появляется уже в процессе записи самого альбома. Даже, наверное, после нее. Мы думали над разными концептами, но, как всегда, все, что придумываешь заранее, получается каким-то не очень.
Был концепт нагнанной радиопередачи в постиндустриальном городе среди гор, типа как в "Туманном Говне" от OGO MK, но плагиатить как-то не айс. По сути, все началось с того, что мне захотелось назвать трек "Полтавський Шлях", посвященный культовой для меня (а в последствии и харьковской сладж-сцены) улице, и сразу стало ясно, что вся вот эта история будет уже далека от карпатщины.
Кстати, уже после записи и придумывания концепта я услышал миф, что в роду у меня были козаки-характерники, которые служили где-то на юге Слобожанщины, отбивая набеги татар. Я ни в чем не уверен, но даже если это так или не так, то вероятная генетическая память просто вынудила уже посвятить до конца весь альбом столице Слобожанщины. И, конечно же, показать столицу не с хорошей и не с плохой стороны, а с нашей - сюрреалистично-бытовой.
Каждый трек — это повествование, рассказ, история, глава. Soom решили не отходить от создания концепции к каждому LP. В первый альбом группа вложила все абстрактные знания по Карпатам, украинской мистике и сопутствующим ей существам. Коллектив в "Ночі На Полонині" подошел к теме релиза без особой серьезности.
В итоге вышла некая абстрактная сюрреалистичная сказочка. Из второго LP уже вышел некий саундтрек бледного Харькова. Серого, давящего и при этом родного в своей депрессии и пустоте.
Кова Ловець Блідого — гитара, вокал (Soom):
Чем глобальнее работа, тем концептуальнее подход. "Джєбарс" для меня - это конвертация самых прекрасных и ужасных опытов, если вы понимаете о чем я, во что-то, что можно пропустить через себя.
Потому все должно быть связано так, будто это полноценная книжечка, написанная городским сумасшедшим, растиражированная упоротыми ценителями, которую читаешь и понимаешь, ничего не понимая, что вообще у этого городского сумасшедшего в голове. И тут все, от интро до последнего бонус-трека, связано абсурдом, инсайдами и откровенными мета-сладжпотоками, которые должны звучать непрерывно.
После темного вступления и первой части spoken word о секвойях и их острых ветвях путь по старому городу продолжается. Группа Soom озвучила не только то, что происходит снаружи реальности для глаз, а еще и предложила взглянуть на себя изнутри. Разбавить ощущениями архитектурный ландшафт и растворить унылость утреннего состояния в нем (трек №2 "Вщент").
Внутреннее и внешнее путешествие продолжается. Кстати, пока идешь по городу, среди домов, в плейере, мысли все равно редко отключаются до полного слияния с урбаном. Все равно остаются какие-то невидимые линии, которые не позволяют разрушить границы "человек-город" и смешаться в едином коктейле.
Кова Ловець Блідого — гитара, вокал (Soom):
Каждый арт иллюстрирует трек и показывает, не побоюсь пафоса, душу того самого "блідого боку Слобожанщини". Нечего скрывать - тексты абсурдны и в них полно тем, неприемлемых для консервативно мыслящих обывателей. Звук продолжает текст, являясь одним бледным целым, а арт - просто одежда, которая придает аутентичности каждому звуку и ты не можешь воспринимать голый трек, как редко можешь встретить прохожего без одежды.
И в каждом арте полным-полно инсайдов, которые поймет и только группа Сум, и люди, понимающие о чем речь, и даже не понимающие. Держпром, что красуется на обложке, - это сакральная мекка группы, а не просто один из символов Слобожанщины.
ЛЭПентаграмма и странный каменный шар относится к треку "Вщент", символизирующему то, что "Ніч на полонині" закончилась, полонына сгорела, камень сожрал великан-камнеед, а слобожане воскресли прибыли на родину после тяжелой поездки.
Иногда такое происходит из-за целенаправленного поиска, цели чего-то достичь в пространстве, ограниченном домами и расчерченном дорогами. (трек №3 "Сміх дів нічних").
Soom решили направить главного героя "Джєбарса" в кусты, чтобы найти там источник великой силы, воспылать и… побледнеть. Далее, все просто — шаманские ритуальные танцы, сменяющиеся горечью осознания приближающегося финиша. (трек №4 "Під променем тьмяним захована мрія").Как раз поэтому коллектив разбавил свои привычные медленные тянущиеся ритмы и рифы бодрой габбой, диско и под что там еще можно потанцевать на приходе? (трек №5 "Сувенір фен-шуй").
Воздух снаружи стал еще холодней. А в плейере говорят, что нужно отправиться на улицу Полтавский шлях, 42 в том же старом центре и там будет пища, будет чем отвлечься от мыслей бренных. (трек №6 "Полтавський Шлях") По этому адресу находится дантист и красивый внутренний двор. Поэтому искать внешнюю подсказку адреса бесполезно. Напротив есть продуктовый магазин "24 часа". Там, наверняка, герою альбома будет чем поживиться.
Судя по настроению релиза ближе к концу повествования герой погружается в темное время суток, как и его сознание. Наступает спокойствие и тишина. (трек №7 "Спокій і тиша цілодобово"). Как следствие все вокруг исчезают и становятся частью воцарившейся пустоты. Но, это только то, что видят глаза. В подсознании продолжают кипеть страсти и вырываться наружу продукты химического распада мистического чугайстрового источника (трек №8 "Коляска").
На этом, казалось, можно было бы завершить альбом и рецензию на него. Но, не все так тривиально и прозаично — есть альтернативный финал, режиссерские нарезка и выход в окно в виде двух бонус-треков.
В ином конце истории "Джєбарс", возможно, попадет в другое измерение, которое не всегда находится в одной тональности с нашим миром. Во сне или наяву герою альбома предстоит сложное путешествие к центру подсознания по улочкам со старыми домами, идущими по кругу. Возможен ли у такого трипа плохой финал решать уже провидению или тем, кто придумал и написал самого "Джєбарса".
***
Презентация альбома в Киеве состоится 28 апреля на Robust Evening. Встреча в ФБ. Билеты.
Ознакомьтесь также с другими обзорами релизов группы: альбом "Soom - Ніч на Полонині" (2014) и сплит "ВѢНА feat. SOOM" (2017)
Soom в соцсетях:
Bandcamp: soom.bandcamp.com
VK: vk.com/soomdoom
Facebook: facebook.com/soomdoom
Youtube: https://www.youtube.com/channel/UCPdGYJwAjYPWc9NRyMIBBMQ