Блог. О концепции и лирике "Крошки-кометы"
Уже во второй раз мы публикуем рассказ вокалиста одесского коллектива Yotsuya Kaidan - Валика Лапшина о лирической составляющей, на сей раз, полноформатного альбома группы - "Крошка-комета".
***
На раннем этапе формирования альбома наш барабанщик Юра посоветовал мне собрать все тексты в одну большую историю и сделать этот альбом концептуальным. Мне очень понравилась эта мысль, так как в детстве я мечтал стать кинорежиссёром, и подача текстов альбома в виде цельного повествования показалась мне своеобразной возможностью пусть и не напрямую, но отчасти всё же исполнить эту мечту.
Большинство моих текстов посвящены амурным переживаниям, но через каждый из них я постарался транслировать вдобавок и какую-то совершенно другую мысль. Я начал собирать мозаику из готовых куплетов и набросков, соединяя их в единую картину, и обнаружил, что эти песни описывают совершенно разные этапы отношений с разными людьми, от ситуаций знакомств до воспоминаний о проведённых вместе хороших днях, или посттравматического синдрома, преследующего меня уже на протяжении нескольких лет. Конечно, разные песни написаны о разных девушках, встречавшихся мне на пути, и к каждой из них я хотел обратиться отдельно: перед одной извиниться, в адрес другой выразить обиду, ведь ситуации бывали кардинально разными. Однако, сосредоточившись на концептуальности альбома, я решил соединить описанные ситуации в единый образ неуловимой, странной, "плохой" девочки, и рассказать историю отношений и их разрыва.
Образ главного лирического героя списан с меня: это молодой художник, играющий в панк-группе, влюблённый и вдохновлённый. Все его переживания и ситуации, описанные в текстах песен, случались и со мной, поэтому, несмотря на то, что альбом является повестью, построенной в стиле магического реализма, все эмоции и чувства переданы мной совершенно честно и искренне. Для того, чтобы добавить альбому изюминку, я превратил объект страсти главного героя в некое загадочное существо, проходящее сквозь стены, не отражающееся на снимках и исчезающее с портретов. Однако, все эти строки можно воспринимать как красивые метафоры, описывающие переживания героя о Крошке-комете и о её ангельской (или дьявольской?) красоте.
Каждая проблема, с которой я сталкиваюсь, так или иначе проводит меня через витиеватые лабиринты взаимоотношений с другими людьми, поэтому все девять песен имеют разное настроение: от бойкого и жизнеутверждающего эмо-панк рока, отражающего яркие эмоции влюблённости и безумных поступков до сокрушительных пост-блэкметальных композиций, кричащих о разрыве, и приводящих нас ко второй части пластинки, целиком построенной на рефлексии.
1. Полёт над прозрачным городом
Бесцеремонно вышибая дверь ногой, мы врываемся с треком, напоминающим своей атмосферой "Тантал". История начинается с условного полёта над прозрачным городом. Главный герой влюблён в незнакомку и ищет её в "дёснах безликих трущоб", в огнях баров и шуме уличных тусовок. Образ города очень важен для восприятия альбома слушателем — это один из лейтмотивов повествования. С каждым треком он постепенно угасает и становится всё более блеклым и монотонным: так я постарался отразить очерствение восприятия окружающего мира при болезненном расставании.
"Полёт..." передаёт атмосферу волнующей страсти и опьянения молодых любовников обоюдной бушующей химией. Эти переживания сильно подчёркиваются музыкой. Погоня за плотскими желаниями, вполне естественная для юной бурлящей крови, отражена стремительными рифами, разносящими ударными и полуабстракным текстом, насыщенным яркими образами. Оргазмирующая центральная часть приводит нас к музыкальной интерлюдии, мягкой и очень контрастирующей, заставляющей резко изменить настроение и раствориться в мечтательных мыслях о более высоких материях. Этим, завершающим первую главу эпизодом мы хотели отразить искреннюю влюблённость главного героя и внутреннюю пустоту, которую он ощущает, когда объект его страсти становится недосягаем.
2. Ар брют
"Spray paint on walls!"
Мало кто знает, что большую часть моей жизни занимает увлечение граффити и уличным искусством. Я прошёл через разные стадии становления себя как граффити-райтера, и самые яркие приключения из моей жизни были связаны именно с этой урбанистической культурой. Мы — честная группа, так почему бы не рассказать и об этом? Даже если на первый взгляд эта тематика якобы не очень подходит имиджу группы и выбивается из рамок стиля. Но ведь мы приняли решение нарушать правила :)
Ночное рисование — это особая магия. Не говоря уже о тех случаях, когда своими рисунками или надписями ты очень хочешь что-то сказать кому-то крайне важному для тебя. Я постарался максимально честно выплеснуть эти эмоции, от адреналина и страха быть пойманным под покровом ночи, до утренней прогулки домой с возвращением на все "места преступления", чтобы увидеть, насколько ярко выглядит всё то, что ты рисовал, прячась в тенях городских закоулков. Эта песня посвящена всем людям из граффити-движения, с которыми мне доводилось встречаться, а также всем по уши влюблённым смельчакам, у которых хватает безумства совершать яркие поступки, не думая о последствиях. Разрисованные кварталы в загадках о предмете восхищения главного героя альбома — своеобразное переосмысление старой песенки про художника и миллионы подаренных роз, хорошо знакомой нам с детства.
3. Снимок
Эта песня описывает один из особенно приятных вечеров моей жизни. При написании текста для неё я старался максимально убедительно передать картину воспоминаний из своего сознания, чтобы у слушателя была возможность чётко воссоздать чувства, которые я испытал в тот вечер.
Эта песня о прогулке у моря одним дождливым летним вечером. Эта песня о трепете к каждой мелочи, о том, каково это — любить человека настолько сильно, что даже его рваные кеды для тебя обращаются бесценным кладом, а собственная растянутая футболка выглядит на ней прекрасным платьем. Эта песня о том, что даже старый размытый снимок, сделанный в такой волшебный день, способен перенести тебя в собственный маленький рай, или, наоборот, больно расцарапать твою память.
4. Поток
"Поток" изначально задумывался как своеобразная отсылка к "Для тех, кто всё ещё эмо в 2017", но на сей раз это должно было быть не описанием определённого узконаправленного стиля и шарма постсоветской эмо-тусовки, а песней, посвящённой всем музыкантам, в каком бы стиле они не играли. Мне хотелось рассказать о чувствах недооценённости твоих стараний, которые испытываешь, когда близкие тебе люди, будь то возлюбленная или родители, не понимают, зачем ты занимаешься записями, турами и изданием альбомов. Незаинтересованность и отсутствие поддержки в важнейшей части твоей жизни порой очень больно бьёт по самооценке и сеет в голове кучу сомнений.
Изначально я хотел написать этот трек о вымышленной группе главного героя, и о том, что Крошке-комете нет до неё дела, хотя она даже не подозревает, что все эти песни, которые поклонники поют на концертах наизусть, посвящены ей. Однако, в процессе записи я понял, что текст не подходит по настроению. Дело в том, что это наша самая мягкая песня за всю историю группы. Ненавязчивый рифф в стиле Sonic Youthвремён "Washing Machine" и мурлыкающий вокальный рисунок, вальяжно и небрежно разбросанный по структуре песни, совершенно не клеился к гимну отчаянных музыкантов, несмотря ни на что делающих своё дело. Единственное, что отлично роднилось с музыкой, это описание репетиции под сумасшедший зацикленный рифф в коде, создающий ощущение джема, потока, который роднит людей, когда они играют вместе.
В итоге песня превратилась в гимн всех тех людей, которым посчастливилось встретить на своём пути музу. Человека, который вдохновляет на творчество, на красивые слова, рисунки, поступки, жертвы.
Крошка-комета вспышкой врывается в мастерскую героя-рассказчика, позирует для его рисунков, проделывая причудливые трюки, и строчки о репетиции обращаются строчками о громко звучащей пластинке, глушащей колдовской поток страсти. "Это наш поток, это наш панк-рок".
5. Звон солнца
Самая мощная и душераздирающая песня альбома, закрывающая первый акт. Взрывные бластбиты, ломаные рифы, пронзительный скрим — это шугейз/пост-блэкметал баллада, рассказывающая о расставании героев. Образ города, тающего под беспощадным солнцем и ощущение невыносимого холода внутри. Пока асфальт на дорогах раскаляется, превращаясь в зеркало на горизонте, внутри рассказчика всё обращается в ледяной айсберг. Описание телефонного разговора, наполненного неопределёнными эмоциями и недосказанными фразами, приводит нас к образу дома и окна, где длинноногая хитрая колдунья уже, вероятно, плетёт новые интриги и гладит своего породистого пса, покуривая мастерски скрученную самокрутку. Опять-таки, присутствует описание деталей и мелочей, врезающихся в память. Потеряв их из виду, чувствуешь, что у тебя отняли возможность наслаждаться тем, чему другой человек в жизни не придал бы ни малейшего значения.
Глупая затея — вычеркнуть из карты своего небольшого города места, где можешь пересечься с ней вновь, но иного пути нет, ведь делать вид, что не замечаешь, никак не получится.
6. Портрет
Эта песня, в первую очередь, о творческом кризисе. Когда всё, что раньше давалось так легко и непринужденно, вдруг превращается в испытание. Когда безумно хочется что-то создать, сочинить песню или написать картину, но руки не слушаются. И единственное, что наполняло твою жизнь смыслом, покидает тебя. На моём пути встречалось много талантливых людей, и абсолютному большинству из них доводилось испытывать подобный непродуктивный период, разрушающий что-то невероятно важное внутри. Причины этого явления могут быть самыми разными, от банального злоупотребления наркотиками и алкоголем до личной драмы или проблем с психологическим здоровьем.
Состояние творческого кризиса при тяжёлом расставании обыграно в нашей сказке как побег Крошки с ранее нарисованных картин художника. Однако, основываясь на собственном опыте, я наделяю героя пониманием, что всё, что может помочь, это старание вернуться в русло работы. Именно поэтому наш (принципиально безымянный) герой вновь и вновь набрасывается на холст с кисточкой, упрямо выводя драгоценный образ, который непослушно продолжает исчезать.
У героя нет имени, чтобы каждый из вас смог поставить себя на его место, проявить в сознании свой ассоциативный визуальный ряд, услышав слова песни. Я уверен, что ситуации, описанные в песнях довольно типичны, и многие из вас испытывали подобные ощущения.
7. Крошка-комета
Песня, подарившая альбому название, описывает чувство собственной вины, поиск причин расставания и ощущение детской обиды, смешанной с чувством собственной правоты, даже когда отчётливо понимаешь, что никто на самом деле ничего тебе не должен. Все люди совершенно свободны в своих действиях и поступках, поэтому нужно принимать выбор твоего любимого человека, даже если он ранит тебя до глубины души. Эта песня — о надрывном осознании потери, о вывернутой наизнанку душе. Текст намеренно нарочито скомканный, и всегда обрывается недосказанными фразами, словно сотню раз начатое и стёртое сообщение, которое герой пишет, находясь в разных настроениях. Посыл один: "вернись".
8. Мистицизм
Когда магия важнейших для тебя отношений заканчивается, и глаза замыливаются серостью будней, воспоминания о настоящем волшебстве, происходившем в твоём сердце, блокируются, и ты чувствуешь себя обманутым, облапошенным мальчишкой. Когда случившаяся с тобой магия заменяется дешёвым мистицизмом, и тебе кажется, что ты просто тонул в собственных нелепых ожиданиях от человека, который игрался с тобой, не придавая этому никакого значения... Но вдруг, ты случайно сталкиваешься с этим человеком где-то на шумной вечеринке, в нетрезвом, возможно даже неадекватном состоянии, когда картинка перед глазами дёргается, как зажёванная плёнка, а все люди вокруг тебя превращаются в друзей, ты обманываешь себя и стараешься увидеть в человеке желание всё вернуть. А может быть и она этого хочет?.. Может быть тень, которая не двигается и молча смотрит в твою сторону лучше знает, что ей нужно? Или этой тени там нет вовсе?
Эта песня — о том, что не стоит искать поверхностный и бездумный выход из сложных жизненных ситуаций и депрессии, заливая их алкоголем или используя психотропные вещества, ведь "магия", подаренная вам на короткую ночь — всего-лишь дешёвый трюк вашего затуманенного и отравленного сознания, и скорее всего ваши проблемы лишь усугубятся.
9. Смоль
Я правда видел сон. Я правда просыпался в слезах. Из нашего студийного окна правда мигает порт, и мне правда с некоторых пор стало очень трудно строить отношения. Сплошные провалы и недопонимания, словно липкая чёрная смола, обжигают меня вновь и вновь. Самая грустная песня из когда-либо написанных нами, от которой у меня в общественном транспорте при прослушивании первых, ещё сырых версий сведения, навернулись слёзы. Такое впечатление, что все негативные эмоции и проблемы участников Yotsuya Kaidan скопились в финальной индустриальной части альбома. И я слышу их боль. Я понимаю, что каждый удар в барабан, каждый взятый аккорд — это наши невысказанные друг другу слова о своих накопленных проблемах. Но когда на репетициях мы выпускаем эти чувства наружу сквозь музыку, мы сближаемся, потому что игра в группе сродни диалогу.
Я люблю вас, друзья. Без вас и без вашей прекрасной, эмоциональной и трогательной музыки у меня никогда бы не получилось высказаться и осуществить мечту своего детства — срежиссировать историю. Пусть и в форме музыкального альбома.
O лирике мини-альбома Yotsuya Kaidan -Too Sad To Tell You можно почитать здесь.