История одного арта: Алена Аскома
Продолжаем рубрику "История одного арта", посвященную художникам и дизайнерам, которые работают в украинской андерграундной сцене. В рамках этой рубрики художники расскажут о процессе создания одной из своих работ, а также немного о себе, чтобы вы могли прикоснуться к процессу и познакомиться поближе. Следующая наша героиня — художница Алена Аскома.
Привет! Меня зовут Алена или Аскома, обитаю в славной столице с 2005-го, ранее жила в краю древлян. Живу, рисую, наблюдаю течение времени, бесконечный поток людей, и не могу не менять что-то вокруг себя, как и не делать из чистой бумаги цветную, из старого новое и все что угодно с помощью подручных средств и в первую очередь рук. Почти 10 лет крутила кино в кинотеатре: закрутила.
Сразу отвечу на самый часто задаваемый вопрос, псевдоним я взяла себе сама. Это было перед городским граффити конкурсом, еще в школе. С прошлым именем, скажем так, не сложилось, а участвовать было просто необходимо, чтоб доказать себе и окружающим, что я не просто белая ворона, а настроена серьезно, ахаха. Конкурс я выиграла, а в "оскоме" допустила орфографическую ошибку, так оно и приклеилось.
Никогда не следует недооценивать влияние окружения на личность. Присутствие в моей жизни некоторых людей, случайные встречи и цепочка непредсказуемых знакомств привели к моему сотрудничеству с Robustfellow.
Я не думала о себе, как о серьезном художнике, ну рисую и рисую, мало ли таких. Когда мне предложили нарисовать обложку для сэмплера, я испытала весьма противоречивые чувства – радость от возможности сделать наконец что-то важное, и жуткий страх не справиться и налажать.
На все про все у меня было около трех месяцев. Я как раз переехала, обустроила себе рабочее место с нормальным светом и столом, вообразила себя настоящим иллюстратором и принялась работать. Заставляла себя рисовать при любом удобном случае, но не имела четкого представления о том, каким будет конечный результат и что, в целом, я хочу изобразить.
Конечно, ничего не получалось, я подумала, что творческий процесс подстегнет музыка из сэмплера. Но послушать ее так и не смогла, в силу своего упрямого технического ретроградства. В общем и целом просто слушала всякое оралово, но это не сильно повлияло на прогресс. Единственное к чему я точно пришла – это место действия.
К городу можно относиться по-разному, можно чувствовать его железную руку, а можно разрыдаться утром от дымки над рекой. В моих картинах уже фигурировали силуэты города задушенного проводами. Я люблю Киев, рассматриваю его будто турист, наслаждаюсь его компанией. Город бывает страшным и красивым, пустым, мрачным, притаившимся, полным насилия и любви. Так что все будет в городе, но что все — это еще следовало выяснить.
Потом был период творческой прострации, и я на полном серьезе хотела отказаться от работы. Ничего не получалось, даже что-то не относящееся к этой теме. Рисовать вообще не хотелось и это угнетало меня еще больше. Я думала о том, как много шансов упустила и готова оставить этот, из-за боязни не соответствовать ожиданиям и желания избавиться от ответственности. Ну и, конечно, лень и прокрастинация играли не последнюю роль. Несмотря на все это, продолжала стабильно марать бумагу, делая заготовки городов, раскрашивая и детализируя самые вменяемые из них. Это продолжалось довольно долго, но и градус неудовлетворенности собой, соответственно, рос. Я просыпалась с мыслью, что теряю время, у меня ничего не выйдет и я подведу людей. Эти мысли крутились по кругу, чем бы я не занималась, шли дни.
В то время много думала о том, как изобразить то, что нельзя увидеть, чувство, например, или звук. Может, существо которого не существует, может, существо сотканное из звуков и чувств? Ну наконец-то, вот оно, пришло. Я задавала себе вопрос как оно должно выглядеть, но находила ответы только на то, как не должно. Однозначно не должно быть по типу грифона, как сочетание уже известных животных, как непропорциональные слоны Дали, или как гигеровские твари. Короче говоря, опять возникли трудности, но уже не с идеей, а с воплощением. Несколько заготовок городов были испорчены в первые минуты работы и я начала боятся испортить остальные и опять ловила себя на прокрастинации. В какой-то момент пришла уставшая и сидела над рисунками и так разозлилась на себя за этот страх, так все выбесило, даже расплакалась. Но на следующее утро монстры начали выливаться из пузырька с чернилами. Но у каждого из них, был только один шанс, ведь я не делала черновых набросков и сразу брала много пигмента. Пока сохли одни, на других появлялись новые слои, и так по кругу. Некоторые выбывали слишком залитые очередным слоем или травмированные во время сушки. Когда добавить по туши было уже нечего — в ход шли лайнеры, но и там, то рука дернется, то вино разольется. В конце получился с десяток собственно городов с монстром и всякое попутное.
Выбрать лучший самостоятельно не представлялось возможным. Но с помощью голосования друзей, определились лидеры симпатий и их уже отдала Филлипу, а дальше он сам выбирал и комбинировал. К слову, конечным результатом я довольна на все сто!
Интересный факт: красные чернила для фона датируются 1991 годом. Некоторое время назад, мой товарищ отыскал их на уже закрытом фарфоровом заводе, на котором ранее работала вся моя семья.
Начало увлечения
Ну, я помню самый первый негативный опыт. Я рисовала принцессу в садике, она сама была весьма схематична, но волосы и какие-то детали платья я рисовала прям очень долго. И когда пришло время показывать рисунки, все, конечно, смеялись именно над моим, над этими волосами. И я, естественно, решила больше вообще никогда не рисовать. Но очевидно, что не рисовать невозможно.
Я нигде не училась, если вы об этом. Взаимодействие с чистой бумагой, чистой стеной, это, скажем так, очевидное желание заполнить пустоту. И хоть все остальные поверхности и вещи уже имеют определенные формы и цвета, крайне редко получается воздержаться, и не изменить в них хоть что-то. Потоку творчества, если можно так сказать, подвержены все вещи, которые меня окружают, это было всегда. Так, например, я постоянно что-то делаю с футболками, у них нет горловин, рукавов, они продырявлены, они специально прожигались утюжком и пр.
Сотрудничество
У меня был опыт работы с Robustfellow, за что я отдельно благодарна Филлипу, зная, как чутко они подходят к таким вещам, очень приятно было сотрудничать. Для них я нарисовала обложку и сопутствующие арты к Robustfellow Sampler 2018. Лого для Merzotna Potvora и обложку для Koza Dereza. Также для проекта Sloth Ston лого, обложки, и афиши для одноименной серии концертов. Для них же я изготовила около 100 стикеров и 200 чернильных открыток ручной работы.
Лучшие работы
Горжусь всеми теми, которые друзья и знакомые поразбирали домой или набили на кожу. Для меня было настоящим открытием, что люди всерьез относятся к моим рисункам, хотят себе их сохранить, так как обычно я просто рисовала в стол. Но покажу вам те, что нравятся мне.
Вдохновение
Я глубоко убеждена, что условия — это для декоративных растений, а рисовать и изображать что-то можно чем угодно: кровью, чаем, половой краской, пальцами, фломастерами за 10 гривен, ночью, утром, лежа стоя, это все. Есть только два варианта — ты хочешь рисовать или нет. Есть тебе чем поделиться или ты пуст. Будет ли это хорошо? Я не знаю, это очень субъективно, но важно чтобы это было искренне.
А вдохновляет.. вокруг мир полный горя, безнадеги, отчаяния, одиночества, можно все эпитеты сюда отнести. И я не могу перестать заглядывать в лица людям, не могу не видеть страданий, из которой состоит их жизнь. Порой это невыносимо, чувствовать эмоции по поводу каждой умирающей вороны, бездомной собаки, дряхлой старухи, ненужного ребенка. Это копится, копится, а потом будто плотину прорывает и, клянусь, рука сама рисует. В девяти из десяти случаев, я понятия не имею, что выйдет в итоге.
Инструменты
В первую очередь, это руки, все остальное условно. Я покупаю кисти где придется, как и краски, у меня есть туши 20-летней давности, с фарфорового завода, на котором когда-то работа вся моя семья, а есть оттенок зеленой туши который я искала 2 месяца. Детские акварели, куски каких-то палочек, нарезанные мочалки, проволока, всякие шнурочки и птичьи перья. Обрезные куски пластика и прочее и прочее. Из ненужных коробок вырезаю картон, еще есть рулон бумаги от тортов рошен с браком печати.
То есть материалов вокруг куча, они могут быть из вторсырья и это отлично. Прочла вот на днях статью о том, что можно самому делать бумагу, теперь хочу попробовать. Правда у меня еще коврик из старых футболок не доделан, и вообще много всякого лежит.
Другие художники/дизайнеры
Слежу, сейчас это очень легко, с помощью всяческих сетей. Я большой поклонник Александры Валишевской и Богдана Сокура, картину которого я даже прикупила.
Музыкальные вкусы
О, это такой широкий вопрос, скажем так, я начала с кассет русского рэпчика, плавно перемещаясь через готику в панк-рок. Потом был 2007 и все, что с ним связано, с параллельными погружением в драмма-джанглы. А потом вдруг скримо разбило мне сердце, сейчас в осколках живет пост-все, всякие слудги, прочее оралово та и просто шум.
Другие увлечения
Как сказал мой друг — это психоделическое моделирование сознания окружающих, но это шуточки все конечно. На самом деле я отчаянно пытаюсь понять людей, помочь им понять мотивы своих же действий, а через это все познаю себя, как-то так. Хожу на канцы, митинги за права животных, хочу донести до людей важность бережного обращения с природой и друг другом.
С кем хотела бы поработать
Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Хотелось бы поработать со всеми, кто к этому готов и кто этому будет рад. Получить больше опыта, знаний и прочего. Но прокрастинация, и то, что приходится то деньги зарабатывать, то их прогуливать, немного отвлекает.
Планы
Планирование — не мой конек, но хотелось бы больше времени уделять рисованию. Я все собиралась стикеров напечатать, а может и значков, хотела же еще свечи сделать, посетить, наконец, воркшоп Кощея, та и куча важных книг ждут своей очереди, фильмы не смотрены и тот самый коврик лежит..
Алена Аскома в cоцсетях::
https://www.facebook.com/profile.php?id=100007577832878
Другие материалы в этой рубрике — https://www.neformat.com.ua/rubrika/istoriya-odnogo-artu
Обложка — Дарья Остапенко