Anathema - We're Here Because We're Here (2010)

Лет семь тому назад, в разгар своего увлечения дум-дезом, я послушал ранние альбомы Анафемы. Сырой сумбурный замедленный дез ливерпульского коллектива меня не впечатлил, и я решил прекратить ознакомление с их музыкой. К счастью, мир не без добрых людей, и около полугода назад мне поставили более зрелое творчество этой восхитительной группы. Вдохновившись альбомами "Alternative 4" и "Judgement" (а затем и еще более атмосферными "A Fine Day to Exit" и "A Natural Disaster"), я поспешил присоединиться к тысячам ожидающих новый альбом Анафемы, дата выхода которого уже года три как неоднократно переносилась.

От восторгов до возмущенного негодования – примерно такой диапазон реакций на относительно свежее творение британцев можно встретить на просторах интернета. Характеристика "относительно" как нельзя более точная, ведь чуть ли не половину треков можно было услышать или скачать с сайта группы еще с пяток лет назад; при этом многие бурчат, что демки были интереснее вошедших в итоге в альбом вариантов, а я вот их не слушал, и не собираюсь даже – меня вполне устраивают альбомные версии "Everything", "Angels Walk Among Us" и "A Simple Mistake". По странному стечению обстоятельств, я бы назвал эти три вещи как раз самыми мощными на релизе: от первой веет каким-то просто нео-проговым добром и весенним теплотой, вторая недвусмысленно передает привет классическому хиту группы 15-летней давности (сравните "Angels Walk Among Us" с "Angelica"), а третья вполне может претендовать на роль "драматического" трека в духе культовых "Flying" и "One Last Goodbye", хотя, конечно, не дотягивает до них по уровню накала.

Среди прочих претензий, высказываемых в адрес альбома, можно отметить негодование по поводу бэк-вокала Вилле Вало из HIM в одном из треков (самое интересное, это этот самый вокал настолько "бэк", что лично я его просто не идентифицировал!), слишком "стерильное" продюсирование Стивена Уилсона и уход некогда металической группы в пост-рок. По поводу последнего хочется энциклопедически разложить все по полочкам и наглядно показать, что в Анафеме пост-рока не больше, чем в Rammstein, но, пожалуй, не буду "включать сноба", а просто посоветую критиканам слушать больше Pink Floyd, хе-хе (впрочем, финальный инструментальный трек альбома более чем наглядно дает понять, чем вдохновляются британцы и в какие жанровые дебри они уходят). Что же касается тлетворного влияния Уилсона, то тут даже тянет согласиться – наименее впечатляющая вещь диска "Get Off Get Out" подозрительно похожа на поздних "холодных" Porcupine Tree.

Ключом же к пониманию альбома, на мой взгляд, является даже не открывающая диск "Thin Air" (словно выдернутая из архивов все тех же флойдов середины 80-х), и даже не полная эмоций "Universal", и даже не мощная "Summer Night Horizon" (вызывающая приятную ностальгию по классическим боевикам группы вроде "Panic" и "Empty"), а светлая и в чем-то даже слащавая "Dreaming Light" с ее потрясающим развитием. Ливерпульцам сейчас просто хорошо и приятно на душе. Им хочется не грустить и рефлексировать, наяривать метал или уходить в пост-рок, а просто сидеть на травке, щуриться от солнышка и петь любимой песенки под акустику. Попробуйте понять их состояние, проникнуться им, старайтесь не ждать того, к чему привыкли и просто порадуйтесь за их тихое британское счастье. В конце концов, если группа на третьем десятке существования еще способна на творческие поиски и эксперименты с формой, не вредящие содержанию, это что-то да значит!

Neformat.com.ua ©

01. Thin Air
02. Summer Night Horizon
03. Dreaming Light
04. Everything
05. Angels Walk Among Us
06. Presence
07. A Simple Mistake
08. Get Off, Get Out
09. Universal
10. Hindsight

31.05.2010