Ar-Side - Хрестоматия (2017)
Насколько бы специфичным ни было отношение публики к харьковчанину Ar-Side, не признавать его как явление в украинском хип-хопе — большая ошибка. Все же немногим удается записаться с Оксимироном, пусть и почти десять лет назад, а потом, не выходя на большую сцену, удерживать поклонников, постоянно экспериментируя с музыкой. Для тех, кто не в курсе: Ar-Side — это такой себе аналог рэпера Драго, только та его версия, которая не переехала в Германию, а осталась в Харькове и продолжила работу в восточноевропейских реалиях. "Хрестоматия" — релиз крайне неоднозначный как для самого исполнителя, так и для его поклонников.
Экспериментатор или байтер?
Альбом Арсайда многими критиками был воспринят как экспериментальный, который призван, в основном, продемонстрировать технические способности музыканта, но ни в коем случае не нести какой-то сакральной ценности. Другие отнеслись к этому более философски — дескать, харьковчанин решил просто поразвлечься, а заодно и опошлить всю современную хип-хоп культуру. Отсылок к оной на довольно небольшом альбоме уж слишком много:
- Oxxxymiron ("Эдди Орёл") — манера читки
- ЛСП ("Небеси") — фирменная обработка голоса автотюном
- Каста (МБЭНУ) — прямое цитирование трека "Мы берем это на улицах"
- Пика ("Петля") — первый куплет практически полностью скопирован по ритмике
- Pharaoh — выкрик "Улицам нужен герой"
При этом не совсем понятно, для чего именно это делалось. Если это своеобразный, поздно добравшийся до автора, постмодерн, то почему тексты все еще пытаются нести какой-то осмысленный посыл? Если это пародия на культуру, то почему о самой культуре практически ничего не сказано? Все отлично понимают, что от Арсайда нельзя ожидать слишком многого — он трудяга, который работает над своими треками до потери пульса, но при этом их интеллектуальная ценность все равно остается примерно на уровне плинтуса; этот исполнитель хорош в том, чтобы быть ведомым, но роль ведущего ему чужда, что рэпер в очередной раз доказал, выпустив "Хрестоматию".
Примат формы над содержанием
Как уже говорилось чуть выше, Ar-Side действительно много работает над своими треками, и это чувствуется — например, в "Петле" вначале звучит очень интересная партия на низких частотах, да и вообще, сам трек отдает довольно вменяемой танцевальной электроникой. При этом в тексте мы встречаем классические "пару палок", борщ, сало и прочие атрибуты отсутствия осмысленности. И так практически в каждом треке на альбоме. У рэперов есть выражение "убить бит". Так вот, Арсайд свои биты действительно убивает, подобно Кроносу, что пожирал собственных детей. Но безумие его лишь в том, что ему попросту нечего сказать как артисту, музыканту, творцу и, кажется, как человеку тоже. В 30 лет Эминем уже выпустил "The Marshall Mathers LP" и "Slim Shady LP", Bones еще до 25 наплодил культовых релизов, что уж говорить об исполнителях попроще да масштабом поменьше.
Возможно, харьковчанин все еще ищет себя, ищет какую-то тему, которая окажется ему достаточно близка, чтобы записать нечто действительно серьезное. Пока что, увы, все это выглядит как попытка взрослого мужика помериться размерами детородного органа с детьми — уныло, глупо, и настораживающе.
1.Эдди Орёл
2.RELOAD ft. Ураган Закат
3.Небеси
4.МБЭНУ
5.Треугольник
6.Унисон
7.Петля