Елена Войнаровская - Присутствие (2016)
О распаде Flёur было известно относительно давно — девушки сделали все, чтобы сделать прощание с поклонниками максимально безболезненным. Даже скандал с переносом минского концерта устроили, хотя это, наверное, все же находка менеджмента группы. Так или иначе, вышедший в августе 2016-го альбом вокалистки Flёur Елены Войнаровской призван скрасить это расставание. При всех недостатках коллектива, Flёur все же были явлением для украинской сцены. И очень сильным явлением.
Kill the monster
Несмотря на то, что Войнаровская всегда в той или иной степени расценивалась как поэтесса (даже несколько сборников выпустила), Присутствие даёт окончательное понимание того, что её лирика крайне зависима от музыки. К примеру, заглавный трек альбома — «Присутствие» — стихотворно намного сильнее, чем «Карфаген». Тем не менее, «Карфаген» трогает гораздо больше ввиду своего необычного построения (и, да простят мне такое сравнение, слегка напоминает «Иордан» Atlantida Project). Песня «Огнекрылый дракон», которая практически не несет в себе смысловой нагрузки, по звучанию ничуть не уступает очень нежному и красивому треку «Эдельвейсы», исполненному красивых метафор и оборотов.
Чувствуется турбулентность, которая возникает у многих даже очень опытных музыкантов после ухода из группы, частью которой они были на протяжении очень долгого времени.
Альбом получился очень неровным, композиционно и концептуально неотёсанным. По-хорошему, это больше похоже на сборник хороших песен, но никак не на завершенную и объединенную одной идеей альбомную работу. Возможно, Елена поторопилась, когда решила записывать «Присутствие» без помощи своей давней подруги и соратницы, ибо получилось несколько скомкано. Как правило, такая неровность обычно приводит к очень сильному второму альбому или к исчезновению артиста из авангарда на долгое время. Зная особенности творчества Войнаровской, можно сказать, что исчезновения от нее ожидать не приходится.
От аперитивов к еде
Несмотря на обилие критики, которое будет преследовать артистку после выхода Присутствие, нельзя не отметить, что некоторые композиции ей откровенно удались. Это «Карфаген», который очень хорошо звучит вживую за счет уплотнения звука и увеличения количества гармоник — так песня звучит несколько более агрессивно, напористо. Это «Эдельвейсы» и «Кофейные зернышки», которые отдают тем самым чувством внезапно накатившей эйфории уюта и комфорта, когда осознаешь, насколько тебе хорошо на краткий миг. Это и, пожалуй, лучший трек альбома «Налегке», который воплощает как раз то, что многие бы хотели дальше прослеживать в сольном творчестве Елены — абсолютную музыкальность, соединенную с довольно глубоким смыслом.
К слову, «То, что делает нас людьми» — это, своего рода, квинтэссенция всего творчества Войнаровской. «Налегке» — сильнейшая песня альбома, а «То, что делает нас людьми» — сильнейшая работа едва ли не за все время её обозримой творческой деятельности. Обязательно к прослушиванию.
Обсуждать звучание записи смысла практически нет, ибо от классических пластинок Flёur их отличают разве что встречающиеся кое-где налёты восточных мотивов, но не более того.
01.Присутствие
02.Карфаген
03.Двое у окна
04.Кофейные зернышки
05.Эдельвейсы
06.Банка с краской
07.Огнекрылый дракон
08.Налегке
09.Если выпадет снег
10.Тысячи вольт
11.Город в солнце(Оберманекен cover)
12.Автопортрет
13.Уходили парни на войну.
14.Большая ложь
15.То, что делает нас людьми