Faust - C'est Com... Com... Complique (2009)
Немецкая группа Faust - одни из безусловных лидеров всего того странного течения, которое появилось из ниоткуда в Германии в первой половине 70-х годов и к которому позже приклеился ярлык "краутрока" - то ли "травяного" (по-немецки "kraut" - "трава"), то ли просто "немецкого" рока, в разных трактовках. Первые три их альбома - "Faust", "Faust So Far" и "Faust Tapes" - это взбалмошная, радикальная и яркая трилогия; это странный авангардный рок, то превращающийся в кучу звуковых обрывков и фрагментов истерических джемов, то в какой-то вывернутый наизнанку джаз, то практически в Velvet Underground... Эта музыка похожа, может быть, на Капитана Бифхарта без примеси ритм-энд-блюза, ну или на Butthole Surfers, только раньше и ещё лучше.
Немало отсюда вытянули будущие индустриальщики, хотя бы Einsturzende Neubauten, по пути растеряв всю присущую Faust самоиронию. Вообще, оригинальным чувством юмора Faust существенно отличались от других крупнейших немецких групп того периода; в самом деле, странно представить Can или Neu! открывающими альбом песней "Почему ты не ешь морковки? " К четвёртому альбому группа Faust стала чуть более серьёзной и поэтому - несколько более скучной (записав, впрочем, программную для жанра 11-минутную пьесу, так и названную "Krautrock"); пятый же был отвергнут лейблом Virgin, после чего группа Faust даже не распалась, а попросту исчезла с концами, снова объявившись лишь в девяностые годы. В это же время, уже задним числом, стало известно, что в 1996 году умер один из лидеров Faust в 70-х - Рудольф Сосна; за исключением него и ещё двоих музыкантов, отошедших от дел, оставшаяся троица вернула себе прежнее название и развернула активную деятельность. В конце концов они разбились снова, на два разных Faust'а - в тот, об альбоме которого идёт речь, входят только двое из участников Faust 70-х, Жан-Эрве Перрон и Вернер Дирмайер.
Если в чём возродившийся Faust нельзя упрекнуть, так это в паразитировании на былых заслугах. Они не просто начали с того места, на котором остановились в песне "Krautrock", - они пошли куда дальше. В числе их достижений записанный в двух версиях мрачный, почти индустриальный саундтрек к шедевру немого кино "Носферату - симфония ужаса", целый ряд альбомов в том же радикальном духе, а также сотрудничество с Dalek и Nurse With Wound. Собственно, записи, составившие "C'est Com... Com... Complique", уже выходили в обработке NWW в 2007 году, под названием "Disconnected". Изначальная же версия этих записанных около трёх лет тому назад песен выпущена только сейчас.
В отличие от других камбэк-альбомов Faust, подчас весьма агрессивных и шумных, "C'est Com... Com... Complique" - это довольно спокойная, почти медитативная музыка. В отсутствие былой краутроковой сцены Faust отдуваются сразу за всех: теперь у них куда больше, чем в 70-е, постоянного "моторик"-бита, и куда больше гитарных эффектов. Местами за счёт применения (хотя и не совсем уж в похабной форме) эффекта "тихо-громко" над музыкой начинает маячить призрак пост-рока; впрочем, будто испугавшись этого, вслед за самой близкой к нему композицией "Ce Chemin Est Le Bon" Faust поставили короткую интерлюдию "Stimmen" с гудящими голосами, а потом - переборы акустической гитары в "Petits Sons Appetissants". Вся музыка здесь строится вокруг жёсткого повторяющегося барабанного рисунка, поверх которого дрожат и воют гитарные и синтезаторные партии, какие-то сэмплы и местами - вокал. Французским языком Faust уже баловались и раньше, взять хотя бы фри-джазовый балаган "J'ai Mai Aux Dents" с "Faust Tapes". Увы, здесь вокал Перрона, даже не пытающегося петь, а просто проговаривающего неуклюже и бесструктурно звучащие французские тексты выглядит самым слабым местом. Наверное, именно поэтому наибольшее впечатление производят первый и последний трек альбома; на одном вокалист ограничил себя тяжёлыми вздохами, на втором он за всю 14-минутную песню произносит всего лишь несколько фраз.
Дистанцируя себя и от понятия "краутрок", и от тем более "краутрок-возрождения", Faust остаются тем не менее чуть ли не единственной (наряду с Cluster) активной и развивающейся творческой единицей среди его ветеранов, и это уже само по себе немаловажно. Мелодии в их нынешней музыке отсутствуют как класс, да, в общем-то, назвать её очень атмосферной тоже нельзя. Скорее, это один из конечных пунктов того автобана, по которому и двигался весь жанр краутрока в целом: звукоизвлечение ради звукоизвлечения, музыка пустого пространства, безэмоциональная, как выходящий на палубу корабля упырь в том самом "Носферату" - он делает всё просто потому, что должен, а вы уже сами решайте, пугаться вам или нет.
01. Kundalini
02. Accroche a Tes Levres
03. Ce Chemin Est Le Bon
04. Stimmen
05. Petits Sons Appetissants
06. Bonjour Gioacchino
07. En Veux-Tu Des Effets, En Voila
08. Lass Mich, Version Originale
09. C'est Com... Com... Complique