Fausttophel – ...Sancta Simplicitas... (2016)
Fausttophel начинали свой путь в Полтаве в 1999 году, однако довольно быстро – уже в 2001-м – группа распалась, не оставив после себя ни записей, ни других сколько-либо значимых творческих свершений. Причиной для распада послужили вовсе не ссоры и разногласия, как это часто бывает, а обстоятельства куда более трагические и необратимые – сразу двое участников коллектива ушли из жизни. Что произошло – вопрос, который особо не афишируется; по крайней мере, в Интернете никаких комментариев по этому поводу найти не удалось. Известно лишь то, что Александр Савиных, единственный оставшийся в живых участник Fausttophel, решил закрыть или заморозить проект. Возродить его он решился только в 2009 году, уже после переезда в первый наукоград России, город Обнинск Калужской области. Несколько лет перед этим он провел за барабанной установкой в блэк-метал-группе Ravenant, с которой продолжает активную творческую деятельность по сей день параллельно с Fausttophel. Компанию Савиных в его «новом старом» проекте составил вокалист и клавишник Валентин Самохин, который в том же 2009-м пополнил ряды Ravenant в качестве вокалиста. Возрожденный Fausttophel выпустил свой первый официальный релиз в истории в 2013 году; им стал полноформатный альбом Жажда забвения. В тот же период основной состав группы расширился до квинтета. Спустя еще несколько лет появился ...Sancta Simplicitas..., о котором и пойдет речь ниже.
...SanctaSimplicitas..., что значит «Святая простота» (выражение, часто используемое для иронического описания человеческого простодушия, легковерия и наивности), захватывает внимание столь же неожиданно, сколь и сокрушительно: вступлением к альбому служит очень сильный экзистенциальный стих на украинском языке «Іде... Щось шукає...» авторства Макса Руденка. В дальнейшем украинский след главного идеолога группы, Александра Савиных, пробьется еще неоднократно (как минимум в композициях «Богу місце на хресті» и «Круговерть скінчується, де почалася»), но в целом альбом можно назвать скорее русскоязычным. Прибавьте сюда сильный мистический окрас, религиозный подтекст, иносказательную силу, и от сравнений с Гоголем просто не удержаться! Не то чтобы Николай Васильевич (уроженец Полтавской области, кстати) и Fausttophel имели много общего, как художественные единицы, но,тем не менее, ассоциации возникают сами собой. В плане музыки Fausttophel напоминает достаточно самобытную вариацию на тему мелодического блэк-метала с совмещением агрессивного риффажа, мягких сентиментальных клавишных и большого количества инструментальных и вокальных пассажей разной степени изощренности. Например, очень красиво начинаются композиции «Больная земля», «Песнь прокажённого» и «Круговерть скінчується, де почалася» (последняя вообще не имеет отношения к металу), а стоящие между ними «Омут абсурда» и «Смотрящий на луну», наоборот, без всяких прелюдий берут оголтелостью в стиле условных Dissection. «Вишенкой на торте» красуется кавер на знаковую композицию легендарных шведов Edge of Sanity-«Black Tears».
Итоговый результат выглядит по-настоящему интересно – без всяких скидок на жанровые клише, уходящие корнями в ранние 1990-е. В этом альбоме, как во всяком достойном произведении, каждый непременно найдет свою историю, свой смысл, свои эмоции. Он не оставляет равнодушным. И уж тем более его было бы неправильно игнорировать в виду напряженных украино-российских отношений, затронувших в том числе сферу музыки – в этом аспекте ...SanctaSimplicitas... выполняет не разделяющую, а примиряющую функцию.
01. Іде... Щось шукає... (01:28)
02. Жребий пустоты (04:46)
03. Слово (05:42)
04. Богу місце на хресті (02:22)
05. Больная земля (05:53)
06. Омут абсурда (06:09)
07. Песнь прокажённого (09:11)
08. Смотрящий на луну (04:24)
09. Круговерть скінчується, де почалася (07:21)
10. Black Tears (Edge of Sanity cover) (03:17)