Krobak - Little Victories (2013)
Увидев новость о выходе нового альбома Krobak, я полез на полку за пошарпанным диском "The Diary Of The Missed One" и заодно нашел сплит Somnolent / Krobak. Который, в свою очередь, всколыхнул сразу целый пласт воспоминаний о времени, когда пост-рок был диковинным зверем, а возможность подержать в руках диск украинского пост-рока была чем-то из области фантастики. Теперь же, когда бывший ранее единоличным проектом фронтмена Stoned Jesus Игоря Сидоренко Krobak выпускает полновесный, продуманный и проверенный концертами и бессонными ночами альбом, создается впечатление, будто в истории украинской рок-музыки наступил момент, важность которого станет очевидной лишь немного позже.
Время самопальных демок и концертов в задрыпанных ДК, где посреди выступления отключается электричество для украинского пост-рока уже прошло, по крайней мере, сейчас не составляет труда найти организаторов и издателей, не говоря уже о слушателях. Правда, для многих из них термин "пост-рок" звучит как прошлогодний тренд, плохо пережеванный и выплюнутый, дабы освободить место для новых суррогатов. К сожалению, в спешном стремлении быть в курсе всего на свете, публика зачастую так и не улавливает того, что ей предлагалось, переваривая лишь названия и обложки, забывая окунаться в саму сердцевину, в бездонную глубину того, что называется таким же немодным нынче словом "смысл". Пост-рок, как явление чисто постмодернистское, тоже не любит привязываться к смыслам и играет с атмосферой, с эмоцией, с мимолетным переживанием, которые уловить и остановить невозможно – поэтому и музыка эта в идеале должна быть текучей и бесконечно изменчивой, чтобы дать слушателю самому наполнить смыслом то, что вливает в него музыка. Идейно пост-рок гораздо ближе к эмбиенту, а по звучанию может варьироваться в весьма широких пределах, от краут-шугейза до нуарного джаза в купе с дроном или фолк-песнями. В отличие от большинства украинских (и не только) групп, Хробак никогда не довольствовался симулякрами пост-рока, некогда выросшими из одного альбома Godspeed You! Black Emperor, и не сводил всю многоплановость пост-рока к предсказуемому чередованию кульминаций и меланхоличных переборов за стеной реверберации.
С самого первого трека можно ощутить влияние пост-рока первой волны: в ритм секции слышится Tortoise (хотя те, в свою очередь, очевидно, вдохновлялись краутроком), в неспешных гитарных переплетениях звонких струн с глубоким басом можно уловить Bark Psychosis, впрочем, на ум приходят и Talk Talk. Но дело тут отнюдь не в "правильных" влияниях, а в целостности, которая объединяет все навеянные альбомом состояния в непрерывный поток, что и делает "Little Victories" действительно вдохновляющим альбомом. Если вспомнить историю, то именно непрерывность была противопоставлена первыми пост-рокерами року обычному, который, по их мнению, был безнадежно потерян в бесконечных повторениях одних и тех же последовательностей аккордов, риффов, мелодий и слов. Музыка на "It's snowing like it's the End of the World" льется подобно воде и в этом Хробак оказывается гораздо ближе к классической музыке, используя широкий диапазон громкостей и тембров, группа играет с ритмами и мелодиями ненавязчиво и легко, привлекая внимание не к технике или звучанию, а к самой музыке, которая всегда где-то между строк. Что уж говорить об "Amnesia", старом хите группы – всю гамму впечатлений, создаваемой этой композицией не передадут ни слова, ни видеоклипы... Более важным, чем сама музыка, следствием здесь становится состояние, ею вызываемое. Это музыка нового порядка, поэтически-гипнотический эффект в сознании слушателя, для каждого человека и для каждого прослушивания уникальный. "Little Victories" легко воспринимается в качестве тихого спутника для ночных прогулок по пустынным улицам, но также отлично подойдет для громкого звука в гигантском зале заброшенной консерватории, где от кульминаций голуби будут срываться со своих гнезд под крышей, а в тихие моменты местные призраки станут робко выглядывать из-за колонн, пытаясь своим шепотом прокрасться в звуковое полотно...
Человеческое и потустороннее, эмоциональное и отрешенно-созерцательное, вдумчивое и бессмысленно распыляющееся – альбом может вызвать любое из этих состояний, причем одновременно, уничтожая кажущиеся противоречия многослойным повествованием, в котором пропадает любой смысл в анализе того, что и как звучит, куда и зачем ведет. И хочется лишь плыть дальше и дальше на волнах этой бесконечной истории о болезненных и не очень поражениях, о маленьких, но чрезвычайно ценных победах жизней всех и каждого, проживаемых сейчас и прожитых когда-то.
01. And There By The River I Lost My Glasses
02. Last Days Of Summer
03. Broken (Are Little Victories By The Ship Of Life)
04. It's Snowing Like It's The End Of The World
05. Amnesia