Liquid Liquid - Slip In and Out of Phenomenon (2008)
Liquid Liquid - нью-йоркская группа с короткой историей: в период с 1981 по 1983 годы они выпустили три EP, после чего, без единого полноценного альбома и без каких-либо намёков на популярность, благополучно распались (впрочем, недавно, в 2008 году, воссоединившись и дав несколько концертов). На компиляцию "Slip In And Out of Phenomenon" вошли все три мини-альбома группы, несколько концертных записей не очень хорошего качества и два неизданных трека - "Spearbox" и "Where's Al!". Собственно, наличием этих треков, а также хронологическим порядком материала этот релиз выгодно отличается от другого, выпущенного в 1997 году на лейбле Grand Royal сборника - одноимённого "Liquid Liquid". Не хватает разве что финального сингла "Dig We Must" 1984-го года, найти который, судя по всему, довольно сложно. Таким образом, со странным пост-панк-фанком, который записывала группа, лучше всего знакомиться именно с помощью этого релиза.
Если вы так или иначе имеете представление о нью-йоркской сцене конца 70-х - начала 80-х - к группам (или части групп) которой применялось непризнанное ими самими обозначение "ноу-вейв", из которой вышли Гленн Бранка, Лидия Ланч, Артур Расселл, Джеймс Ченс, Sonic Youth и Suicide - скорее всего, вы слышали как минимум две песни Liquid Liquid, "Optimo" и "Cavern". Кочующие по многочисленным сборниками вроде "New York Noise" или "Disco Not Disco", обе эти песни - безусловная вершина творчества Liquid Liquid, да и, чего уж там, одна из вершин пост-панка вообще. Описывать их бессмысленно - это уникальный случай безумного грува, созданного самыми минимальными из возможных средств. В первой его создаёт простейший ритмический кусочек, сыгранный на ковбелле (!), вместе с фантастической барабанной партией. Во второй - столь же мощные барабаны сочетаются с гениальной басовой мелодией, дополнительный вес которой придаёт то, что основная её линия состоит всего из двух нот. В этом жанре (даже если взять вместе пост-панк, диско и всё остальное, с чем Liquid Liquid так или иначе соприкасались) сложно вспомнить бас мощнее - разве что в "Good Times" группы Chic. Собственно, как и "Good Times", "Cavern" сама напрашивалась диджеям восьмидесятнического хип-хопа в сэмплы и в конце концов стала основой для известного сингла Grandmaster Flash & Melle Mel "White Lines (Don't Don't Do It)".
Однако, вовсе не следует думать, что остальные треки на сборнике существенно слабее этих двух. Музыка Liquid Liquid имела довольно типичные для ноу-вейва истоки - немецкий краут-рок (в первую очередь, конечно же, Can), диско и чёрную музыку в диапазоне от афробита до фанка. Как и у Яки Либерцайта из Can, партии Скотта Хёртли, барабанщика Liquid Liquid, - активные, хлёсткие и механистичные; разница лишь в том, что если Либерцайт создавал своими барабанами основу для широкого звукового полотна, Liquid Liquid является полностью группой ритм-секции. Ни одного соло-инструмента у них попросту не было - помимо барабанщика, в состав Liquid Liquid входили басист Ричард МакГуайр, Деннис Янг, игравший на маримбе, и вокалист Сальваторе Принципато. Помимо этого, все они время от времени подыгрывали на перкуссии; как она же у Liquid Liquid звучат и маримба, и даже вокал. Понять на слух текст песни у Принципато ещё сложнее, чем у Дамо Сузуки из уже упомянутых Can, - он не поёт, а ритмично проговаривает, прокрикивает или воет короткие, повторяющиеся неоднократно в каждой песне ритмические кусочки (состоящие то из слов, а то и просто из отдельных букв или звуков). Коллективный удар четырёх-пяти, а то и больше, ритмических фрагментов на разных инструментах (основой для всего служат на редкость эффектные басовые партии, ну а вокал изредка появляется, цементируя или переводя в новое состояние всё уже построенное до него) представляет собой уникальную звуковую формулу, которой на протяжении всех трёх своих мини-альбомов Liquid Liquid следовали безукоризненно - и, видимо, выжав из неё всё возможное, решили распасться.
Едва ли, действительно, группа вроде этой могла бы вяло существовать двадцать лет, выпуская альбом за альбомом и разъезжая по Америке с турами. Тем не менее, в своём нынешнем виде собранное вместе наследие Liquid Liquid представляет собой внушительную картину - начинаясь с более атмосферных вещей вроде "Groupmergroup" и "Bellhead" и заканчиваясь сокрушительным ударом треков с 13-го по 18-й, представляющих собой EP "Optimo". В этих нервных и навязчивых песнях музыкальные предпочтения музыкантов группы - а среди них были, если верить их интервью, и регги, и самба, и гамелан-оркестры, и афробит в лице Фелы Кути - слились с панк-, пост-панк и авангардной рок-традициями. А в результате это породило не только одну из самых ярких групп и без того небедной нью-йоркской сцены 80-х, но и попросту самую странную, исковерканную и грувовую клубную музыку, какую только можно себе представить.
01. Groupmegroup
02. New Walk
03. Lub Dupe
04. Bellhead
05. Rubbermiro
06. Spearbox
07. Lock Groove (In)
08. Lock Groove (Out)
09. Push
10. Zero Leg
11. Eyes Sharp
12. Where's Al!
13. Optimo
14. Cavern
15. Scraper
16. Out
17. Sank Into The Chair
18. Outer
19. Groupmegroup (Live)
20. Sank Into The Chair (Live)
21. Elephant Walk (Live)
22. Setmeonmyown (Live)
23. Not Again (Live)