Mastodon - The Hunter (2011)
Чтобы понять сущность всей шумихи вокруг последнего альбома американского квартета, следует совершить минимальный экскурс в историю. Постепенно избавляясь от шумной хаотичности и экстремальной тяжести, Mastodon шлифовали свой саунд, свою узнаваемую манеру от альбома к альбому, но, кажется, на “Crack The Skye” (2009) превзошли самих себя. Алгебраическая прогрессия развития группы будто сменилась геометрической, а между “Blood Mountain” и “Crack The Skye” словно притаились невидимками два-три альбома, с помощью которых можно было бы понять и увидеть ту кривую, по которой группа двигалась неустанно вверх. Понятное дело, что после такого шедевра, и без того расколовшего ряды фанатов группа как минимум на три лагеря («люблю ранний период» - «люблю поздний период» - «люблю всех!»), ожидания касательного свежего релиза были как никогда высоки. Масла в огонь подбрасывали и сами музыканты, то утверждавшие в интервью, что готовят тяжелый материал в духе самых первых своих релизов, то позже пригласившие для работы над альбомом хип-хоп-продюсера Майка Элизондо. Что же у них в итоге получилось?
Первое же впечатление, которое производит “The Hunter” – это ощущение просто космической спешки, в ходе которой он делался. Какие-то брошенные на полпути риффы, недодуманные идеи, куцые песенки, звучащие как интерлюдии или зарисовки. Например, в сущности неплоха композиция “Creature Lives”, написанная и спетая драммером, обнажающая его большую и чистую любовь к творчеству группы Yes, но при этом звучащая секцией некоего прог-эпика, а не самостоятельным треком. При всей красоте ”The Hunter” и “The Sparrow” они тоже скорее смахивают на филлер – ну разве в правилах квартета мурыжить четырехаккордный рифф и двустрочный текст на него, целых пять минут, пытаясь выдавить из этой заготовки полноценную композицию? Отсюда ощущение этой непродуманности, этого из пальца высосанного концепта (которого, собственно, там и нет), этой сумбурности, что абсолютно нехарактерно для ребят из Mastodon.
Альбом при этом язык не поворачивается назвать плохим, ведь при всей легковесности звучания (конечно, никакого обещанного возврата к “Remission” не случилось) и бессовестно-наплевательском отношении к материалу, на пластинке попадаются шедевральные вещи – упругая “Black Tongue”, эмоциональная “All The Heavy Lifting” и большой привет Queens Of The Stone Age из каждой ноты хитовейшей “Curl Of The Burl”. Однако, при этом наличествуют и недоразумения вроде “Octopus Has No Friends” и “Bedazzled Fingernails”, суть которых можно описать фразой «ну, мы купили вокодер и решили под него заточить пару треков». А, например, “Thickening”? Вот кто-то из читающих сейчас эту рецензию может прямо сейчас напеть основной рифф этой песни? А будут ли они играть ее на концертах? И если да, то зачем?
Как мне кажется, четверка из Атланты могла попросту струсить перед лицом той ответственности, которую возложил на них пробивной “Crack The Skye”. Убоявшись оказаться заложниками собственного творения и всю оставшуюся жизнь клепать в соответствие с ожиданиями публики концептуальные прог-альбомы, Mastodon с головой нырнули в мутные воды чего-то радикально противоположного, веселого и рокового, выказывая свое «фе» всем, кто молился на “Crack The Skye 2”. Смелый и отчаянный шаг, однако, неплохо было бы его подкрепить достойным материалом. Увы, худо-бедно слепленный набор песен таковым едва ли является, и альбом въезжает в Страну Позитивных Отзывов разве что на опыте и профессионализме участников группы. Однако всего этого может оказаться недостаточно, если и к следующему альбому эти самые участники отнесутся также наплевательски и спустя рукава. Впрочем, не стоит и драматизировать ситуацию, обвиняя группу в погоне за дешевой популярностью и длинным долларом - просто ребята переборщили с троллингом. В любом случае, “The Hunter” стоит того, чтобы с ним ознакомиться, ведь кто знает, может именно для вас он станет любимым альбомом Mastodon?
01. Black Tongue
02. Curl of the Burl
03. Blasteroid
04. Stargasm
05. Octopus Has No Friends
06. All the Heavy Lifting
07. The Hunter
08. Dry Bone Valley
09. Thickening
10. Creature Lives
11. Spectrelight (feat. Scott Kelly)
12. Bedazzled Fingernails
13. The Sparrow