Pain of Salvation - Road Salt One (2010)
Многим группам приходилось стоять на распутьи: идти по проторенной, но изрядно надоевшей дороге выработанного и узнаваемого стиля, или же слушать свои чувства и играть то, чего просит сердце, пусть это и будет далеко не то, чего все ожидают. Выбравшие второе часто становились чуть ли не предметом анафемы со стороны фанатов (в лучшем случае порицанию предавались лишь творения этих исполнителей, не прошедшие цензуру суровых поклонников). Очень хотелось бы верить, что сия судьба не постигнет альбом, которому посвящена эта рецензия, а именно последний полноформатник прогрессивных шведов Pain Of Salvation под названием Road Salt One.
Неплохо бы сразу отметить – группе, игравшей не один год авангардный прог-метал, и их лидеру, Дэниэлу Гилденлёу, уже не впервой экспериментировать с различными жанрами в рамках одной пластинки. И присутствие на их альбоме баллады, блюза, около-кабарешной песенки и хита для Евровидения могли бы шокировать далеко не всех, кто слышал группу ранее. Тем не менее, получившийся результат ортодоксальных фанатов таки разочаровал. А дело, как мне кажется, вот в чем: очевидно, заигрывания с авангардом и ломаными прог-металическими конструкциями Дэниэлу наскучили, и он обратился за вдохновением к классикам британского арт-рока вроде Gentle Giant и Van Der Graaf Generator. И на деле мы имеем альбом, пестрящий разнообразием форм и эмоций, подкрепленных цепкими мелодиями и умелыми аранжировками, но, на первый взгляд, слабо вписывающийся в канву проекта Pain Of Salvation. Хотя, по справедливости, не нам с вами судить – автору виднее.
Откинув сомнения по поводу смены ориентиров, перейдем к самим песням. Первый же трек отсылает нас к раннему хард-року 70-х, где львиная доля песен была о любви, а дух блюза обволакивал каждый куплет. Следующие два продолжают романтическую тему, но в более мягком ключе. После захватывающей баллады "Sisters" начинаются странности, которые были предусмотрительно помещены авторами в середину альбома. Неспешная, ведомая электроорганом вещь "Of Dust", повествующая о жизненном пути; блюзовая "Tell me you don't know"; саркастическая "Sleeping Under the Stars", по стилю напоминающая кабаре; мрачно-романтическая "Darkness of Mine", посвященная, очевидно, любимой готессе. Далее все несколько понятнее: парочка резвых рок-боевиков, одноименный с альбомом хит "Road Salt" и завершающая, наиболее метальная и прогрессивная на альбоме, вещь "Innocence".
Говоря в общем, релиз умело балансирует на грани тонкого мелодизма и жесткого рокерского напора, не гнушаясь и некоторыми другими успешными экспериментами. Также нельзя не отметить тяготения к ретро-звучанию и корням прогрессивной музыки, что заметно отражается на звучании и общем настроении. Но если старичков арт-рока из 70-х можно было обвинить в излишней мягкотелости с их тонкими душевными переживаниями, то здесь уверенный жесткий вокал Дэниэла и смелая лирика уравновешивают все его чувственные излияния. Очень радует отсутствие откровенного филлера, а уж отдельные песни можно слушать много раз подряд, открывая в них новые преимущества с каждым прослушиванием.
Итого, вердикт: если вы любите старый рок образца начала 70-х или вам близок арт-рок в любых его проявлениях, то вам строго рекомендуется ознакомиться с настоящим релизом. Если же эти жанры вам ничего не говорят – вы можете получить от альбома не меньшее удовольствие, ведь высказанные в нем чувства просты и понятны каждому.
01. No Way
02. She Likes to Hide
03. Sisters
04. Of Dust
05. Tell Me You Don’t Know
06. Sleeping Under the Stars
07. Darkness of Mine
08. Linoleum
09. Curiosity
10. Where it Hurts
11. Road Salt
12. Innocence