The Dead C - Secret Earth (2008)
Новая Зеландия находится почти на противоположной от нас стороне земного шара. То, что там происходит сейчас, а тем более происходило в восьмидесятых годах, нас интересует мало. И напрасно: вокруг лейбла Flying Nun Records там образовалась и ярким цветом зацвела локальная инди-рок сцена, ничуть не уступающая ни шотландской, ни манчестерской, к примеру. Однако Новая Зеландия - страна островная, а интернет тогда ещё не взял своего: сети дистрибуции независимых лейблов были ещё не очень-то развитыми и музыканты варились, так сказать, в собственном соку. Вот, казалось бы, такая географическая отдалённость могла породить лишь неумех-провинциалов, которые хотят играть новую "музычку". Но всё дело как раз в том, что звучит эта "музычка" даже сегодня в высшей степени небанально и неординарно.
Группа The Dead С. была одним из ярчайших музыкальных явлений того времени. Ребята проводили кучу времени, слушая вместе Cabaret Voltaire, The Fall и Sonic Youth, а потом сами взяли и сколотили группу, решив пойти настолько далеко в музыкальном плане, насколько это вообще возможно. Список влияний на группу вообще достаточно пространен: тут и академическая авангардная музыка, и нечто экспериментальное, и нойз-рок. Вот только в самих The Dead С. эти влияния вычленить сложно. Это тянущиеся сырые нойз импровизации в рок-ключе, это звучит монументально. Тут наиболее всего подходит термин "free-rock", по аналогии с фри-джазом, только не в плане виртуозности, а скорее в музыкальной свободе, отсутствии грани между тем, что можно, и тем, что нельзя.
Новый альбомом "Secret Earth" - это в некотором роде привет издалека, из тех самых восьмидесятых. Группа предпочитает записываться на портативный 1-2-дорожечный магнитофон. Записывают сразу все партии, если нужно сделать какой-то звук тише, то во время процесса музыкант просто отодвигается от микрофона. Группа считает, что любой альбом, стоимость записи которого превышает 100 долларов - это лишняя трата денег и надо искать другой путь. И она его находит: изощренные способы звукоизвлечения, подключения инструментов, примочек и т.д.
На альбоме четыре трека, продолжительностью от 7 до 16 минут каждый. Если не вдаваться в подробности, то это нойз-рок, при том ужасно записанный. Вокалист тянет слово за словом, как липкую густую массу, гитарный фидбэк пронизывает весь альбом - настоящий вал звука, впечатление музыкального произвола, общее настроение при этом не то меланхоличное, не то агрессивное. Композиции практически не изменяются от начала к концу. Напоминает Sonic Youth периода EVOL и, может быть, группу Swans. Это можно назвать дроун-роком, если хотите. Или lo-fi нойзом. Хотя после прослушивания потребность в категоризации как-то сама собой отпадает, это просто становится неважным. Может, всё, что остаётся это extatic-rock... или что-то подобное.
Надо сказать, что за годы существования группа почти не менялась в музыкальном плане. И, действительно, когда ты обладаешь свободой действий, разве можно желать чего-то большего?
01. Mansions
02. Stations
03. Plains
04. Waves