Throbbing Gristle - The Third Mind Movements (2009)
По масштабу влияния на современную музыку Throbbing Gristle - настоящая глыба, примерно на уровне Kraftwerk или Led Zeppelin. Мимоходом придумав индастриал, спустя несколько лет они объявили, что он себя исчерпал, после чего распались на сольные проекты, однако каждому из них, сколь бы хорош он ни был сам по себе, не хватало чего-то, что было только в записях всей четвёрки.
Coil Питера Кристофферсона ушли в убийственно серьёзные и сложные мистические дебри - у TG было существенно больше юмора, пусть даже самого кладбищенского толка. Chris & Cosey (Крис Картер и Кози Фанни Тутти) стали играть синтипоп - записи TG были куда человечнее, чем у каких-нибудь их собратьев вроде NON, но представить себе их завоевателями чартов сложновато. Наконец, для Дженезиса Пи-Орриджа его проект Psychic TV стал отдушиной, в которой он начал, не оставляя экспериментаторства, выражать настоящие, не механические эмоции, мысли и идеи. Ничего плохого в этом, конечно, нет, вот только Throbbing Gristle были хороши именно дистанцией, отделявшей их от слушателя. Недаром все переживания, которые захлестнули Пи-Орриджа после смерти его жены Леди Джей Брейер, нашли серьёзное и мрачное отражение в новой работе Psychic TV "Mr. Alien Brain vs. The Skinwalkers", а в последних работах Throbbing Gristle нет и следа чего-нибудь подобного. Основа индастриал-идеологии в её изначальном виде - это банальный "пранк", провокация; Throbbing Gristle следовали этой идее до конца, специально играли на тех инструментах, на которых не умели, заставляли уши зрителей кровоточить на концертах, выпускали альбом электронной музыки под названием "20 хитов джаза и фанка". Если TG пели "We hate you, little girls", это не значило, что они правда ненавидят маленьких девочек, но им очень хотелось, чтобы все, кто слышит эти слова, в это поверили. Их музыка звучит, будто постоянно ускальзывая от слушателя, всегда забегая чуть-чуть вперёд по сравнению с тем, куда добежал он; до самой её сути непросто докопаться, но при этом, если подпустишь её к себе, она безошибочно лупит наотмашь. Именно эту снайперскую точность и упустило всё то скопище музыкантов, которые стало тащить на себе стиль индастриал в дальнейшем. Что ж, когда он оказался скомпрометированным до предела, для Throbbing Gristle настало время вернуться.
"The Third Mind Movements" - второй полноценный альбом Throbbing Gristle после их воссоединения в 2000-х годах. Впрочем, дискография TG столь обширна, что "ещё один альбом" для их творческого пути означает примерно столько же, сколько одна репетиция для какой-нибудь среднестатистической группы. В данном случае мы имеем дело с волнующей, нервической и уж точно не весёлой, но в то же время спокойной, почти убаюкивающей электроникой. Это почти что эмбиент, и в качестве фоновой музыки он выполняет свои функции идеально, хотя при внимательном прослушивании и обнаруживаются подводные камни - тревожные сэмплы, воющие в конце "PreMature" и последней части "The Third Mind", искажённые обрывки вокала (хотя альбом почти полностью инструментальный). На первый взгляд эти звуковые коллажи производят размазанное впечатление, но на самом деле эта музыка, очевидно, вполне продумана вплоть до деталей: звуковую кашу, как только она совсем грозится утечь, начинает поддерживать неспешный ритм. Конечно, не всё здесь одинаково хорошо - финальная трилогия о третьем разуме скатывается в уж совсем бестолковый поскрипывающий эмбиент. Но по сути это вполне типичный Throbbing Gristle - осмысленное высказывание, замаскированное под киносаундтрек, написанный внезапно сошедшим с ума композитором-ремесленником. О чём высказываются TG, как всегда, непонятно, но форма, в которую облечены их слова, по-прежнему интересна.
Так ли это важно, что именно за звуки записаны на новом альбоме под маркой Throbbing Gristle? Даже веб-ресурс All Music этот релиз почему-то не замечает, да и распространялся он в основном через сайт группы (хотя и был официально выпущен на том самом Industrial Records). Реакция узкого круга посвящённых (восторг) более чем предсказуема, каким же должен показаться этот альбом человеку со стороны, сказать сложно. Однозначный вывод здесь всего один, и он даже не особенно зависит от музыкального содержания "The Third Mind Movements": четверо людей, назвавшихся когда-то в середине семидесятых "Пульсирующим хрящом", физиологически не способны стареть. Не хочется ударяться в пустые предсказания, но приятно просто думать, что перевалив, скажем, за восьмой десяток, Пи-Орридж с компанией будут по-прежнему копаться в сэмплерах, давать странные концерты, демонтировать собственные тело и сознание. Пусть даже индастриал-эра закончилась с началом 80-х и, кажется, они всё-таки научились играть на своих инструментах.
01. The Man from Nowhere
02. PreMature
03. Secluded
04. Perception Is the Only Reality
05. Not That I Am
06. The Third Mind - First Movement
07. The Third Mind - Second Movement
08. The Third Mind - Third Movement