Xasthur - Portal of Sorrow (2010)

"Portal of Sorrow" заявлен как последний штрих эпопеи под названием Xasthur. Скотт Коннер aka Малефик решил завязать с музыкой в формате Xasthur. Ошеломляюще, неожиданно, один из самых неоднозначных блэк-метал брендов последних лет стал историей. Лучший в мире саундтрек к самоубийству или атональный безынтересный хлам – как бы вы не оценивали музыку героя данной рецензии, его вклад в блэк-метал оказался действительно заметным. Почему же Малефик закрыл проект? Лучше самого музыканта из Альгамбры (пригород Лос-Анджелеса) никто на вопрос не ответит. На его официальном блоге написано, что он просто устал от Xasthur, потерял интерес. Также, Скотт дал понять, что собирается продолжать создавать музыку в совершенно иной форме, без метала и уж тем более, без блэк-метала. Что за сюрприз готовится – в будущем будет возможность проверить. Есть предположение, что нас ждет безвкусная электроника, как когда-то сдуру поступил Варг Викернес, он же Burzum. Да, это лишь предположения: неоправданные, преждевременные... Но что еще ожидать-то можно от протагониста Xasthur, кантри-блюза что ли?

Альбом получился, можно сказать, логичным. Нестандартный глубокий релиз; на Xasthur похож лишь неотъемлемым его атрибутом – "водянистым" звуком. Прошлогодний "All Reflections Drained" был хорош, но на роль эпилога нужно было нечто большее: это "большее" и есть "Portal of Sorrow". Реверанс 15-ти годам творчества, излияние всех недосказанных идей, по совместительству – точка отчета новой эпохи для Скотта Коннера. Именно поэтому альбом такой длинный и загадочный. Прежде всего, здесь очень мало того самого "метала". Действительно депрессивные клавишные и монотонные архаичные риффы (например, "Horizon of Plastic Caskets" – вообще непревзойденный трек) сопровождаются главной изюминкой последних релизов Xasthur – нереальным вокалом Мариссы Надлер. Она очень круто поработала над "Portal of Sorrow", ее модуляции и ангельское пение безумно красиво подходят к аскетическим аранжировкам Малефика. Он же поет меньше обычного, но эффектнее, увереннее. Также нельзя не отметить акустические проигрыши и гитарные соло, вещь для такой музыки редкую (соляки в середине "Shrine of Failure" и "Obeyer’s of Their Own Deaths" предельно инфернальны, честное слово). А что уж совсем приятно удивляет, так это прогресс Малефика в плане ритм-секции: скучная и обыденная "банальщина" сменилась качественными басовыми партиями и какой-то мерзкой очаровательностью пускай сырых, но креативных сбивок. Оказывается, не всякого горбатого могила исправляет, иногда "горбатые" ценой собственных усилий делают это сами!

Как всегда, немного диссонирующий, но в целом – отменный альбом. Эх, жаль, что последний. Виден прогресс, есть экспрессия... Кровь не стынет в жилах, конечно, но "Portal of Sorrow" своими мелодиями, вокальной изощренностью – по-настоящему мрачный, зловещий, больной шедевр. Суицидальная музыка? Возможно. По крайней мере, уровень отчужденности и нелюдимости от прослушивания Xasthur лишь возрастает. Именно такого альбома стоило ожидать вместо финишной черты. Аплодисменты! Лебединая песня Xasthur спета, занавес.

Neformat.com.ua ©

01. Portal of Sorrow
02. Broken Glass Christening
03. Shrine of Failure
04. Stream of Subconsciousness
05. Karma/Death
06. Horizon of Plastic Caskets
07. Mesmerized By Misery
08. This Abyss Holds the Mirror
09. Mourning Tomorrow
10. Miscarriage of the Soul
11. Obeyer's of Their Own Deaths
12. Released From this Earth
13. The Darkest Light
14. Hiver de Glace

26.03.2010