У меня есть Plan B, мистер Фикс, и он проходит в Харькове. Интервью с Алиной Ханбабаевой
Любой абзац из книги про проект-менеджмент подойдет к этому интервью. Чтобы что-то сделать, нужно иметь план, и речь как раз о нем и пойдет. Только будет это не лекция по теме "Как организовать толпу для моша и слэма", а простая и насыщенная беседа с организатором одного из самых крупных рэйвов, фестивалей и арт-проектов Харькова Алиной Ханбабаевой. Кто не в курсе - это социальная инициатива, а значит вход бесплатный. В принципе, это не очень постижимый для любого человека кусок реальности, но так бывает и это Plan B.
Дальше пусть рассказывает уже человек, нажавший на кнопку культурно-музыкального миксера.
- Можно три основных тезиса вашего фестиваля? Plan B мы делаем для того, чтобы...
- Plan B появился потому, что План А, предлагаемый существующей системой, не работает, а значит нужно внедрять свои правила. Plan B - для смены образа мышления и подхода к проблеме, успешной смены стратегии. Для понимания того, что перемены возможны и они - в твоих руках.
Наша цель - встряхнуть культурную среду Харькова, перевернуть здесь все с ног на голову. А еще - нанести Харьков на культурную карту страны, создав уникальное и по-настоящему масштабное событие.
- Чего и кого никогда не будет на вашем мероприятии?
- Агитации за политические партии, плохой музыки, уныния и скуки.
- Почему вы решили делать социальный, а не коммерческий продукт? Это подстраховка, чтобы не попасть на гонорары артистам и прочие затраты?
- Самое время рассказать о том, что Plan B - не просто музыкальный фестиваль, а фестиваль социальных инициатив и новой музыки. Он состоит из двух частей: конференции, на которой представлены успешные социально значимые проекты из всей Украины и мира в сфере IT, игр и технологий, экспериментальных медиа и коммуникаций, урбанистики, спорта, культуры и искусства, волонтёрства, альтернативного образования и социального предпринимательства. И ночной части - серии концертов и вечеринок с участием украинских и европейских музыкантов.
В разных городах живут люди, которые делают классные, интересные, часто похожие проекты, но ничего друг о друге не знают; есть люди, которые хотят что-то делать, но не знают как. Мы решили собрать их вместе и перезнакомить, потому что вместе проще менять мир и создавать в нем то, чего нам всем не хватает. Мы выбираем самые интересные и успешные кейсы, потому что позитивный пример очень важен. Важно понимать, что мир меняют такие же люди, как ты. Например вот тот парень из Хорватии, организовавший у себя в стране экстрим спорт фест, приносящий прибыль всей стране, или вот этот человек в необычной одежде, который создал блуждающий Фестиваль в пустыне, когда террористы захватили его страну и запретили там музыку, или вот эта девушка, создавшая журнал о культуре, просто потому, что он очень нужен городу. Или вот эти ребята, которые делают понедельничные вечеринки на улице просто потому, что им очень не хватает уличных вечеринок и танцев. Ой, да они же из моего города! Они могут, значит и я попробую!
Знакомство и общение со всеми этими людьми вдохновляюще и бесценно. Plan B для того и придуман, чтобы знакомить людей и усиливать друг друга. К нам приезжают ребята из маленьких их городов Луганской и Донецкой области, где часто из достопримечательностей есть, к примеру, только трамвай. Я каждый раз удивляюсь, откуда там берутся эти молодые и дерзкие, которые не планируют бросить все к черту и уехать, а остаются, чтобы менять свои города к лучшему прямо сейчас. Эти люди - наш культурный форпост, и сегодня нам нужно сделать все, чтобы их поддержать.
И вот на конференции люди знакомятся, общаются, получают свою порцию вдохновения, практические знания и инструменты для работы над проектами в самых разных сферах, а ночью закрепляют знакомства на вечеринках, попутно расширяя свой музыкальный кругозор. Мы выбираем интересную украинскую и европейскую музыку, значительную часть из которой кроме нас никто не привезет. За эти два года мы успели привезти Conforce из Нидерландов, Arure из Франции, британца The Bug и Miss Red, австрийцев Elektro Guzzi, голландский проект Progress Bar и Kablam, Kurs valut, Shanti People, Drum&Tuba band, Zapaska, Вагоновожатые, The Cancel band, Dziob, Mamanet, 5Vymir, Latexfauna, Poligrym, Voin Oriwu, Kidmisha, Plastikk, SE62 и еще множество артистов. Харьков, к слову, достаточно ленивый и снобский город, медленно раскачивается, с недоверием относится к новому. Поэтому наш фестиваль - неплохая возможность для музыкантов расширить аудиторию для следующего приезда. Все это тоже инструменты изменений. Уже в культурной среде.
- Поправь меня, если я ошибаюсь: ваши основные партнеры по созданию фестиваля — сербы. Чем обусловлен такой выбор?
- Ребята из Сербии - это независимые консультанты, которых нам обеспечил донор, чтобы они за нами приглядывали, помогали повышать наши организаторские умения и выстраивать проект. И так вот классно получилось, что эти люди стали частью нашей команды. У них колоссальный опыт: они организовывали концерты РХЧП, Мадонны, Депеш Мод и такого количества музыкантов, что я их все не смогу даже перечислить. Фестивали Share, Share Beirut, Dery-Londonderry. UK Capital of Culture, Republika в Хорватии. Самый, пожалуй, известный их проект - фестиваль EXIT. Один из самых крупных фестивалей в восточной Европе. Когда я впервые побывала в Сербии (еще до нашего знакомства), все от пограничников до тусеров каждый день моего пребывания в этой стране рассказывали мне о фестивале EXIT. Потом организаторы EXIT приехали в Харьков с лекциями о культуре, как инструменте изменений в обществе. И понеслось))
- Какие еще страны принимают участие в создании Plan B?
- Если говорить об организации фестиваля, то это Украина и Сербия, если об участниках, то тут география более широка: это без преувеличений вся Украина, а еще Сербия, Хорватия, Тунис, Исландия, Зимбабве, США, Нидерланды, Германия, Великобритания, Австрия, Мали.
Думаю, важно сказать и об опыте команды, участники которой в разное время приложили руку к фестивалям Kazantip, Z-games, киевский День уличной музыки, Polyana festival, Escape community, Yama.
- Как бы ты назвала ваш гиперивент — рэйвом, гигом, фестивалем, алтарем синтеза жанров и тд и тп?
- Наша креативная директорка придумала отличную формулировку - бродячий цирк. Но алтарь синтеза жанров мне тоже нравится. Я еще люблю говорить, что наши события - это вечеринка размером с город. Не только из-за масштаба, а еще и потому, что мы практически всем городом ее создаем.
- Как проходит фестиваль (его график, площадки), в какой сезон? Какие закономерности есть в его проведении?
- Фестиваль проходит осенью. Как правило, это небольшие события в нескольких городах и центральное - в Харькове, которое предваряет серия промо-вечеринок. В 2016-м мы съездили в Славянск и Краматорск. В 2017-м побывали в Бахмуте, Днепре и Львове.
Для нас закономерна интересная программа, классная музыка, необычные локации - мы любим наполнять новым смыслом старые формы, делать что-то такое, чего никто не делал до нас. (В первый раз для проведения конференции мы выбрали уникальное здание Цирка Грикке. Это было не просто необычное место, а еще и попытка привлечь общественное внимание к самому старому цирку страны, у которого в тот момент были проблемы с государством. Потому что каждый шаг - это жест и инструмент)
В этом году мы внедрились в только что открывшуюся Архитектурную Школу. Здание красивое, но не так чтобы необычное. Необычным был формат. У нас были сразу две конференции. Одна из них - музыкальная - организована в сотрудничестве с нашими друзьями Культурой Звука, которые еще и клуб в подвале организовали. Устал слушать лекции - идешь танцуешь или слушаешь спикеров на музыкальной конференции.
Еще мы открыли для города новую концертную площадку – Оперный подвал. Внедрились в кулуар Оперного театра (Харьковский академический театр оперы и балета - ред.), в котором до нас, кажется, никто ничего не делал. Это идеальное место, которого городу очень не хватало. Организовали пати в кафе Кристалл - легендарном харьковском кафе, которое работает годов с 70-х, наверное (у Захара Мая есть песня “Руссо-матроссо” про это место - ред.). Всегда знали его как кафе-мороженное, но Влад Фисун рассказал, что в свое время там играли первые харьковские рок-группы.
- Чего на фестивале должно быть больше — живого или электронного? Может даже больше других направлений искусства и меньше музыки?
- Хороший вопрос. После этого Плана Б мы задумались о том, что на фестивале однозначно должно быть больше искусства, должны быть художники, должен быть театр. Тем более, что интерес и тех и других к фестивалю есть. Думаю, вместе мы сможем сделать что-то интересное. Думаю, что всегда должно быть больше интересного, актуального, неконьюнктурного, живого, пульсирующего. Неважно, живая музыка или электронная, главное, что в ней есть жизнь и импульс, ярость. Не в смысле злости, а сила, которой ты не можешь противостоять. Такой музыки очень мало, но она есть. И еще очень важно, чтобы эти артисты были со своим очень характерным лицом. Думаю, что это касается не только музыкальной части, а и фестиваля в целом. Невозможно остановить идею, время которой пришло (или как там говорят?))
- К вам приходили спонсоры/политики/инвесторы с офигительными предложениями по Плану Б? Например: "У меня есть для вас «План В".
- Пока нет.
- Чего ваша команда в итоге хочет добиться — харьковский Sziget, Burning Man или вообще что-то иное?
- Что-то особенное, конечно. Мы как раз формируем свое видение и свою цель))
- Что значит для публичного человека, который ранее был радио диджеем и выступал с группой (Creamwave — ред.) уйти в промоутеры?
- Если честно, никогда не думала о публичности или ее отсутствии, просто делала какие-то вещи, которые мне нравятся, которые я люблю и считаю важными. Я никуда не уходила, просто такая деятельность стала естественным продолжением всего, что было до. Я же ко всему еще и соорганизатор двух фестивалей "День музыки" и "День одной улицы", менее дерзких, но не менее ярких.
Это на самом деле очень удобно. Опыт, полученный в других сферах деятельности очень помогает: понимаешь, что нужно музыкантам, спикерам, какие моменты надо учитывать, что может заинтересовать СМИ, кто кому может быть интересен. Вот самое увлекательное, пожалуй, соединять людей и проекты. Это все прекрасный материал для работы. Уверена, чем больше мы будем наполнять пространство информацией об интересном и важном, тем быстрее изменится мир вокруг. Про радио у меня большие планы, сейчас мы вместе с онлайн-изданием ЛЮК и медиагруппой Накипело делаем подкасты, но готовим кое-что еще.
Creamwave пока на паузе - посмотрим, как долго она продлится.
- Чем ты занимаешься в свободное время? Хочется спросить со стороны туристическо-лайфстайльного глянца (под общим названием "Релакс" или "Чил") - ты предпочитаешь пассивный или активный отдых?
- Этот вопрос реально загнал меня в тупик))) Свободного времени сейчас настолько мало, что я пожалуй предпочту провести его где-то в тишине. Залечь на дно и поменьше разговаривать, полежать в гостях у друзей, уехать куда-то или походить на классные выставки.
- Что чувствует человек, который видит результат своей работе в виде пляшущей толпы в несколько тысяч человек?
- Я радуюсь. Думаю, что очень классно, что люди доверяют нашему выбору и вовлекаются в то, что мы создаем. И испытываю чувство благодарности по отношению к своей команде, без которой ничего бы не получилось. А, и еще думаю, что у нас самая красивая (в широком смысле) публика. Люблю этих людей.
- Какие самые необычные сообщения/отзывы/предложения, касательно фестиваля, приходили тебе и твоей команде?
-Когда мы начали готовить второй фестиваль, к нашей команде присоединилась Катя Переверзева (главред Харьковского издания о культуре ЛЮК). Так вот Катя пришла с первого Плана Б, сильно впечатлилась и на следующий день ушла с работы, и с тех пор занимается своими проектами. Это, пожалуй, лучший отзыв))
В этом году очень порадовал отзыв одного парня, который сильно впечатлился музыкальной конференцией, клубом в подвале и его аудиторией. Для него это было соприкосновением с другим миром и погружением в него. Такие соприкосновения и есть наша цель.
А вообще - большинство предложений и идей мы превращаем в совместные проекты и вечеринки.
- Скажи, есть смысл всем этим заниматься? А тем, кто только начинает, чего избегать и чего придерживаться?
-Мой друг и наставник Райко Божич из нашей сербской команды на мою неуверенность в том, что мы сможем что-то изменить сказал: "Я не могу обещать тебе, что что-то изменится, но если ничего не делать, гарантирую - будет хуже". С тех пор всегда так отвечаю на вопрос "А стоит ли?". И еще, мне кажется, важно помнить, что когда предлагаемые правила игры не работают, надо выстраивать свои, что человеку нужен человек и что мы все - План Б друг друга. Это работает.
Обложка - фото Надежды Василенко. Остальные фото - План Б