Ціна Ритму: Тяжелее всего гнуть свою линию, что мы и делаем

Один из самых важных ориентиров в украиноязычном рэп-пространстве, который стал точкой невозврата в развитии украинской хип-хоп сцены – группа Ціна Ритму (Цена Ритма). Имена ее участников являются неотъемлемой частью движения, шедшего к нам из Штатов на протяжении долгого времени, и ребята во многом ускорили его прибытие в наши края. Детали метаморфоз творчества группы, переход от звучания 90-х, когда так любил "старый магнитофон, первые кассетные сборники рэпа" к требованиям сегодняшнего дня и тенденции жанра обсуждают рэп-исполнители Довгий Пес и Джонні Дивний.

— Вы недавно давали концерты в городах, о которых всегда тепло отзывались – Тернополь и Франковск. Как вас встретили на сей раз?

Довгий Пес (дальше — Д. П.): Мы не рассчитывали на тысячу людей, поэтому все вечеринки были достаточно атмосферными. Какой ракурс у нас на формат концерта был – так все и происходило.

— Какая была аудитория? Какая она обычно?

Джонні Дивний (дальше — Д. Д.): Обычно в районе 100 людей колеблется, а вот на "Точку Неповернення" собралось больше – почти 150 людей.

Д. Д.: Но мы лишь по продаже-предпродаже ориентируемся. Нет такого, чтобы все разом зашли, и мы увидели "ага, вот их сколько". Иногда недостает чувства, что вот все собрались, потому что кто-то зашел, кто-то вышел, люди курить очень любят (ред. улыбается).

— С недавних пор вы вдвоем живете во Львове, почему выбрали именно этот город?

Д. П.: Во Львове есть место работы. В Ровно было немного сложно со студией, а еще сам Ровно меня вдохновлял меньше. Город, по правде, дарует многое. Вот я живу возле Арсенала, выхожу, сразу вижу центр и его старые сооружения, повсюду люди, движение. Можно ходить и смотреть на то же самое, но это пока что не надоедает.

— Какие ожидания от смены локации?

Д. Д.: Наверное, привлечения новых людей в команду, пока мы работаем, то есть новые связи; также расширение аудитории.

Д. П.: Самое главное – нарабатывать команду, потому что в Ровно основная команда это рэперы, мы. Там студия – совсем чужой элемент, существующий сбоку, а хотелось бы иметь свой храм. Не чтобы пришел, заплатил за час и пишешь, а еще установить связь с местом. Вот на Kickit все взаимовыгодные, здесь же решается не лишь то, кто з микрофоном стоять будет, а кто еще возьмется за менеджмент, smm.

— Расскажите о Kickit Records и лейбле, на котором выпустили крайний альбом.

Д. Д.: Альбом "Вічний Двигун" у нас вышел на Kinglomerate, франковском лейбле, на котором у Пса еще выходил "Соціальний Алкоголік" — первый релиз этого лейбла. А Kickit это наше место работы, которое арендуется как рабочее пространство.

Д. П.: Kinglomerate — это Максим Мато из Union Records, с которыми мы очень давно сотрудничаем. Вот он не так давно решил стать  музыкальным дистрибьютором и нарабатывает сейчас связи, ищет артистов, в которых хотел бы вкладывать силы и деньги. Когда делился планами в последний раз, говорил, что это может быть не только хип-хоп, а еще и электроника.

— Ваша группа делилась планами насчет музыкальных путешествий по украинскому югу и востоку, удалось воплотить?

Д. Д.: В рамках презентации альбома у нас был тур по Западу, но мы еще туда добавили Одессу и Киев.

— Почему так организовали географически?

Д. П.: Потому что только на Западе мы это делали своими силами, а дальше нас уже пригласили. В Одессе у нас впервые было выступление, хотя у нас там много знакомых коллег. Например, с крутым одесским битмейкером Original Dizzy я делал общий ЕР, он открыл для меня Одессу, а я для него – Львов.

Д. Д.: Просто на Востоке мы не знаем, сколько людей соберем. Когда-то мы делали кое-какой анализ и заметили, что там нас значительно меньше слушают, нежели на Западе...

— Но ведь это дело рекламы, продвижения?

Д. Д.: У нас сейчас с этим лучше, чем раньше.

Д. П.: Но, чтобы говорить о супер пиаре – такого не хватает, хотя хотелось бы. Надо внушительную сумму для этого поднять.

— Кстати, "разве в рэпе не кормят?"

Д. П.: Лично нам зарабатывать достаточно лишь на рэпе – сложно. Хотя это постоянная работа, которая постоянно растет - в качестве, в требованиях к ней, к себе. У каждого бывает какой-то фриланс, но все связано с музыкой. Если, например, есть какие-то вечеринки или батлы, я могу ведущим на них быть.

Д. Д.: Я раньше вообще не работал, мне хватало того, что с музыки рубил, еще я мог мерч разрабатывать. Но сейчас вот я переехал во Львов и, возможно, придется что-то еще подыскать.

— Вы познакомились с Аппексом "в тусовке", прежде чем он стал участником группы. С какими еще коллективами из нее поддерживаете плотную связь?

Д. Д.: Вот мы только были во Франковске, где очень хорошо общаемся с MALAVITAЛіра, во Львове – наши коллеги Глава 94, и другие.

Д. П.: Да где бы ни были, туда всегда подтягиваются наши знакомые исполнители. У нас в чатах есть такие коммуны, где количество людей уже до миллиона доходит (ред. смеется), там держим друг друга в курсе дела. Целью было объединить в этих чатах интересных людей именно нашего вектора, туда входят исполнители со всей страны – от Дяди Вовы и до Alyona Alyona. А еще наш Аппекс - художник, поэтому также захватываем большой спектр таких знакомств.

— Когда начинали творчество, кто был для вас примером?

Д. П.: На каждый период жизни были свои исполнители. Я когда-то слушал русских рэперов, например, Нагано тогда только начинал. Мне нравилась музыка и клипы, и я думал "вот бы себе что-то подобное сделать". Потом американский рэп 90-х…

Д. Д.: Нам очень нравились Das EFX, у них так много классных фишек. Мне еще с тех времен Black Moon нравились.

— Сильно изменились вкусы на данный момент?

Д. П.: Я вот за себя скажу, что сейчас больше анализирую, что и где вышло, обращаю внимание на уровень записи/съемки. Иногда мне становится даже страшно, что люди делают так качественно и задают планку, как вот Ламар, команда A$APов.

Д. Д.: Но еще появилось много ноунеймов, которые делают на том же уровне качества, хотя о них мало кто знает.

— Думали о возможности кооперации с каким-то зарубежным исполнителем?

Д. П.: Еще в эру ВК мы общались со многими людьми из городка Кириши, близ Санкт-Петербурга. Они аж свой хип-хоп центр открыли, туда, если есть желание, приходи учиться скретчу или танцевать, там есть преподаватели, рэп-базы для тренировок. Вот тогда было в планах сделать украинско-русскую коллаборацию с ди-джеями.

Д. Д.: У меня есть трек с чуваком из Огайо, такой достаточно юный трек (ред. смеется).

Д. П.: Еще обсуждали возможность сотрудничества с парнем из довольно известной голландской группы Het Verzet, но до действий пока не дошли.

— Заметно, что вы стабильно каждый год выпускаете материал. Хватает ли времени, чтобы воплотить все запланированное?

Д. Д.: Сейчас мы уже научились делать так, чтобы хватало. Окончательно это пришло с "Вічного Двигуна", а понимание, что все нужно планировать у нас есть еще с "Точки Неповернення". В целом ввиду имеется последовательность действий, что за чем делать. Кстати, в этот раз мы не выпускали альбом на физических носителях. Но желающим/коллекционерам могу записать кассету.

— Есть ли у "Вічного Двигуна" сквозная тема?

Д. Д.: Я бы сказал, что есть, и она была бы ярче выражена, если бы мы взяли скиты. Советую просто обращать внимание не лишь на названия, но и на последовательность треков от начала до конца, внимательно слушать, о чем там речь, и я по крайней мере общую картину тогда вижу.

— Кто обычно пишет тексты?

Д. П.: Сами себе пишем, каждый эгоист независимый… Мы редко что-то меняем в текстах друг друга, потому что каждый себе знает, что он имел в виду. То есть не было никогда подходов с коммерческой вылизанной стороны, когда мы что-то написали, а потом сидим и анализируем, каждый ли раскрыл то, что нужно было.

Д. Д.: Разве что можно подсказать, где лучше рифма, какие слова местами поменять или заменить другими.

— А к злобе дня стараетесь приблизиться?

Д. Д.: Мне, наоборот, не хочется говорить о том, что все обсуждают, быстро надоедает.

Д. П.: У меня есть еще не выпущенный трек "Косячок", который писался спонтанно, но он привязан к тому, что Супрун повлияла на движение за легализацию марихуаны в целях медицины. Это я связываю с тем, что люди повзрослели, потому считаю важным.

— Еще один вопрос о сольном альбоме. В описании "Соціального алкоголика" пишется, что простое прослушивание вызове больше радости, нежели желание "покопаться", почему?

Д. П.: Потому что вся музыкальная основа мне понравилась, в первую очередь, писал на современном звуке, думал о том, чтобы звучало для людей и нравилось. Я много слушаю из того, что делается в наши дни, а не только в 90-х, но это впервые я воплотил подобное сам.

— Не мешают ли сольные карьеры созданному коллективу?

Д. Д.: Это нам только в плюс, потому что если бы не сольники – у нас возникла бы яма, длительная. Так как пока мы не пишем материал для себя, мы пишем для группы, и наоборот. Когда мы работали над "Точкою Неповернення" в 2016-м году, еще параллельно готовили материал, который собирался с 13-го и вышел лишь сейчас ("Вічний Двигун"). Фактически, туда вошел материал, который писался с 16-го, но начало работы было намного раньше. В связи с этим мы сняли клип к треку "MVP", который не вошел в альбом, но стал его промо.

Д. П.: Целую эпоху нашего старого звучания закрыли этим релизом.

— Новый альбом уже будет полностью на новом звуке?

Д. Д.: Новый альбом будет другим, да. Мы всегда делали как в 90-х, потому что долго были любителями именно такой музыки. Поэтому на нас до сих пор висят такие ярлыки, хотя "Точка Неповернення" уже cloud. Там есть определенные олдскульные элементы, но когда читаю такие комментарии об этом альбоме в целом, думаю: "чувак, ты серьезно?"

— Как быстро и как сильно, по вашему мнению, изменяется ваше творчество?

Д. П.: К нам много чего пришло с новым звучанием, потому люди, которые в жанре несколько разбираются, сразу увидят изменения кардинальные.

Д. Д.: Я еще добавлю о таком нюансе, что нынешнее "актуальное звучание" — это то, что было в тех же 90-х, не говоря, естественно, об объеме и вылизанности, профессионализме звука. Но тогда это считалось андеграундом и было закреплено за Мидуэстом, скажем, Атлантой, Мемфисом.

Д. П.: Актуальное звучание – это то, что будут слушать массы. Самым коротким путем к популярности является его анализ, создание музыки с отсылками, съемка похожих видео. Тяжелее всего свою линию гнуть, что мы и делаем, интегрируя лишь некоторые элементы современности в наше творчество.

— Как вы видите современную хип-хоп сцену?

Д. П.: Знак "М" — матриархат, но я не могу понять, публика начинает любить жанр или любить лишь определенных артистов? Публика, которую собрали Alina и Alyonа, я бы хотел, чтобы она полюбила именно рэп, потому что всю жизнь слышу, что рэп на украинском звучит плохо.

Д. Д.: Каждый выбирает себе образ, который с ним совпадает, но возникает вопрос: слушателя влюбляет в себя музыка или все таки образ? Ибо есть большая разница между музыкантом и артистом, я бы даже сказал, между рэпером, музыкантом и артистом.

— Думаете, это нечестно?

Д. П.: Это честно, подумать только, сколько разных людей. Просто для кого-то стает более ясной цель тогда. Если, например, людям на постоянной основе нужен ДзиДзьо, понятно, что не музыка в приоритете. Но все равно над любым образом нужно работать, артист не должен выглядеть хуже, чем половина гостей, которые пришли к нему на концерт.

— Что думаете о популярной ныне Alyona Alyona?

Д. Д.: Она молодец. Классно читает, у девушки своеобразные сочетания, в творчестве акценты на том, кем она работала.

Д. П.: Я уверен, в будущем она и более сильные вещи напишет. У нее хорошая команда, которая работает на общий результат, потому мы о ней и знаем.

— Кого еще из достойных представителей украинской сцены можете назвать?

Д. П.: Про Алену уже сказали, еще "PVNCH" — черниговская группа, они на сцене очень хорошо выглядят, славно работают с публикой.

Д. Д.: Главу 94 стоит назвать, там есть такой Кашляючий Ед (Кашляющий Эд), они совсем по-своему все делают и выглядят. Они сейчас с живыми музыкальными инструментами стараются работать, чего мы для себя тоже хотели бы.

Д. П.: Кстати, сейчас заметна еще одна тенденция, которая касается использования инструментов в хип-хопе – когда рэп переходит в рок, мне это очень не нравится.

— Вы до сих пор принимаете участие в батлах?

Д. П.: Нет, мне это уже не интересно, некому доказывать что-то. Хотя они и до сих пор проводятся. Во Львове вот есть "Король Запада", я там был судьей, есть "Pit Bull", был "Рэп Сокс", но загнулся. У последнего самая лучшая картинка по качеству была, а подача приблизительно как у "Версуса" русского.

Д. Д.: Я занимался батлами с 2007-го, сейчас – нет. Мне кажется, "Король Запада" с полуфинала стал самым интересным ныне украиноязычным батлом. Потому что на "Рэп Сокс" МС еще учились вести себя перед камерой, у них не было бэкграунда, не знали, что можно друг другу сказать, а сейчас это все уже есть.

— Какая участь настигла передачу "Песdoit"?

Д. П.: Прекратил это делать еще год назад, а снимал где-то месяца 3-4 всего на GoPro 3. Нужна больше и сильнее команда. Нас тогда с технической стороны было лишь двое, а это нужно спланировать, отснять, смонтировать, а еще занятость есть, к тому же работа не оплачивается, один только энтузиазм. Тяжело все на своих плечах стало тащить. Но если есть люди, которые горят этим, пусть подхватывают и приобщаются, вернуться всегда можно, изменить формат. Это схема "вин-вин", если сработает – то и для нас, и для пришедших.

Д. Д.: Мы так сняли не один клип, на условиях взаимовыгодных предложений, кстати.

— Сейчас вот вы выпустили альбом, чем будет занято ваше свободное время теперь?

Д. П.: У меня даже за это время успел насобираться кое-какой материал, возможно, я выпущу отдельно, думал об ЕР и нескольких синглах. Мы все-таки выпустили альбом, который очень долго планировался, треки-треки-треки, с которых мы выбрали наилучшие и скомпоновали альбом. А сейчас появилось много новых идей, которые уже ждут быть воплощенными. Мне уже те мысли кажутся старыми, у меня все очень быстро меняется и, возможно, я уже ни с чем там не согласен (ред. смеется).

Д. Д.: По окончании тура уже садимся за новый материал. Мне выступать больше всего нравится, я тогда очень наслаждаюсь, но писать уже хочется не меньше. Нравится знать, что тебя слушают, сам процесс записи музыки, творчества.

Ціна Ритму в соцсетях:

https://price-of-da-rhythm.bandcamp.com
https://soundcloud.com/price-of-da-rhythm
https://www.instagram.com/priceofdarhythm
https://www.youtube.com/channel/UCi7eAAJDzhE3q7h0OE-AMxw
https://www.facebook.com/price.of.da.rhythm

Neformat.com.ua ©