Industrial in UA. part II
29.03.2017
Как правило вторые и далее части тематических статей набирают мало просмотров. В случае с industrial музыкой по обе стороны Днепра требуется рассмотрение ее с нескольких сторон и в нескольких сериях. Она требует к себе тщательного подхода и долгой диагностики, в одну простыню на десять тысяч знаков такую не завернешь. Да и зачем заворачивать в саван то, что не собирается умирать, а постоянно трансформируется и преображается?
Если в первой части было более-менее историческое и документальное описание стиля, то во второй захотелось уже нырнуть в колодец с фонариком на голове. Да, в этот раз так получилось, что находится этот источник с «ключевой» водой на севере Украины.
Первая точка отсчета в статье — это Киев. Правда, на этот раз столица Украины не «мать городов индастриальных». Вообще, сложно назвать первое место и время появления на свет этой формации в наших широтах. Вторая точка — Житомир.
Edward Sol, Quasi Pop Rec:
Этой сцены никогда не было. Подразумевается некая совместная жизнь, общее синхронизированное движение активистов, которые тянут на себе создание музыки, издательства, организацию концертов, паблисити и проч. Эти небольшие группы притягивают группы чуть побольше – аудиторию, слушателей. Начинается циркуляция идей, финансов и т.д. В Украине этого никогда не было. Скажем, был десяток более-менее активных энтузиастов, никак друг с другом не связанных, тянущих воз каждый в свою сторону.
Neformat уже писал об Эдуарде Соломыкине, как о саунд-артисте и дизайнере, который создает свои полотна при помощи различных лупов, аналоговой аппаратуры и экспериментов со звуком. Его работы сложны и многослойны и тем самым очень привлекательны для слушателя, который вышел за рамки стандартных музыкальных размеров и частот. Его творчество ушло в направлении Musique concrète, а это уже за гранями индастриала. Edward Sol также является владельцем лейбла Quasi Pop Rec.
Edward Sol
Лучше, чем сами участники процесса, люди, которые создают и влияют на industrial в чистом виде про него не расскажет никто. Эта сцена, как и во всем мире, не отличается своей массовостью и востребованностью. Если не брать за эталон какой-нибудь маскарадный metal-industrial или industrial-rock, то работы экспериментального плана в шумовом и эмбиентном направлении и есть тот самый, аутентичный, «голый» жанр. Кстати, истинные ценители стиля могут и пренебрежительно по лицу съездить тем, кто им йоргенсенами и мэнсонами будет тыкать, как иконами в лицо.
Edward Sol, Quasi Pop Rec:
Это не закрытый клуб, да и вообще не клуб. Вот сидит себе парень социопатического склада в Манчестере. На работу не ходит, с людьми не общается, пишет альбом за альбомом. Посылает кассеты в Амстердам, там другой странный парень издает 500 СД, из которых продается по завышенной цене 100 копий упоротым фанатам, чтобы хотя бы покрыть расходы на производство. На концерты топ-музыкантов приходят 5, 10, 20 слушателей. И все это продолжается годами, десятилетиями. Это классическая индастриал-ситуация. Кто эти люди, почему они такие упорные, для чего они вообще этим занимаются? Рок музыку я называю экстравертной, потому что в ней практически все увязано на внешний объект, продажу «ах» эффекта публике, субъектное отражение. Индустриальная сцена как то умудрилась обходиться без всего этого. Понятно, что внутри этого круга живые люди, все они очень разные. Но ситуация в целом именно интроветрная, индастриал зациклен на себе и самодостаточен.
При такой немассовости тиражей и слушателей существует множество лейблов, которые издают музыкантов экспериментальной направленности. Некоторые это делают весьма успешно. Вот только они не на слуху. На самом деле, издающие у них музыканты вполне могут звучать на стадионах, только как саундтрек (для) самого стадиона. Под такое вряд ли попрыгаешь со сцены, разве что… слушатель будет частью прямого действа, направленного на извлечение звука.
Edward Sol, Quasi Pop Rec:
Олег и Сергей из Житомира (Олег Коляда, лейбл Old Captain и Сергей Свистельник, лейбл OMS Records — ред.) много лет долбят у одну точку, есть вполне конкретные результаты их активности, много чего можно потрогать руками, послушать. Это самая «традиционная» в музыкальном плане индустриальная ниша. Мейнстрим индастриала, традиционный дарк эмбиент, спейс эмбиент. Без острых углов. Скажем так.
Олег Коляда, Old Captain:
С 2012 года Old Captain издал 30 дисков ведущих проэктов индустриальной контркультуры: Wertham, Streicher, Alfarmania, Slogun, Autopsia, Inanna, Smell & Quim, Merzbow, Satori и нео-фолк & эмбиент: Die Weisse Rose, Vestigial, Remete, Claustrum, Svartsinn и другие. Old Captain тесно сотрудничает с Cyclic Law, Malignant Records, Terror, Twilight Records.
Олег Коляда
Как видно из некоторых названий коллективов, в Житомире обитает не самый простой по своей сущности и содержанию лейбл. А как уже говорилось выше, подобных проектов на северо-западе Украины два. Коллегой Old Captain является OMS Records, который в буквальном и переносном смысле в свое время наделал шуму со своим Old Monks' Saga. В состав этого проекта входило два человека Сергей Свистельник aka Lord Gorgoroth и Ярослав Тарасенко aka Natt d'Antique.
Сергей Свистельник, OMS Records:
Я с товарищем по old monks' saga вышли из black metal. в те времена нам было крайне по душе то что делал mortiis/burzum. ну и множество других подобных проектов, в основном сайдов именитых блекарей. Чуть позже мы познакомились с Колядой. У него всегда были другие интересы в музыке. Он же и познакомил нас с проектами издаваемыми на cold meat industry. Я вообще долгие годы ничего другого не слушал и до сих пор в коллекции основная часть дисков связана с их проектами.
Filivs Macrocosmi
В начале 2000-х музыканты создали Ukrainian Dark Syndicate, комьюнити, которое объединяло в себе разные виды искусства, не только звуковое. Тогда OMS Records был рекординговым подразделением формации. После распада Синдиката в 2008 году OMS Records превратился в ресурс выпускающий пост-индустриальную музыку. У Lord Gorgoroth есть свой отдельный сольный проект, который носит название Filivs Macrocosmi. Именно в нем отсутствует то самое резкое нагромождение, о котором говорил Эдуард Соломыкин, а есть именно темная плавно обволакивающая пелена.
За время пока собирался этот материал и прослушивалась гора музыки, все время из головы не выходили вопросы: «где и когда эти выступали и почему об этом так мало известно?».
В Житомире в мае 2009 года состоялась «сходка» ценителей и адептов dark ambient, death industrial и experimental, которая получила название Secret Assembly. Тогда в ней приняли участие Deutsch Nepal, Noises of Russia, First Human Ferro и Filivs Macrocosmi. Проект был равноправным и называлось это все не коллаборацией, а Camaraderie, то есть «дух товарищества».
В 2010 году Lord Gorgoroth выпустил DVD, посвященное этому мероприятию. Сейчас потребности в подобных живых выступлениях нет, по крайней мере у публики и Сергей Свистельник с большим сомнением относится, что у его проекта будет какое-то живое выступление.
Олег Коляда, Old Captain:
Я принимал участие в фестивалях и выступлениях 2009-2011г.г. вместе с Deutsch Nepal, Troum, Cisfinitum. На сегодняшний день мой приоритет — это Old Captain, поэтому собственные проекты подождут…
Олег Коляда
Edward Sol, Quasi Pop Rec:
Ситуация с живыми выступлениями странная по нескольким причинам. Если просто позвать меня выступить в какой-то солянке в каком-то помещении, я ни вижу в этом никакой идеи. Единственной мотивацией может быть приличный гонорар. Но у меня сложная музыка, я не хайповый артист, на меня не ходят толпами. Значит, бюджетам взяться неоткуда. Если организаторы придумывают какой-то интересный концепт, работа с ярко выраженным пространством, или трансформация помещения, какой то слом пардигмы при помощи музыки – я скорее всего. Соглашусь. Мне интересно выступать в церкви, в лесу, в картинной галерее.
С музыкантами экспериментальных направлений, оголенного индастриала, если хотите, происходят интересные метаморфозы во время поиска вдохновения и элемента для создания композиции. Здесь со звуками иные взаимоотношения, они подсоединяют человека к окружающему ландшафту, только он не обязательно осязаемый. Это может быть структурированная информация или горы в виде вибраций, как во время звукозаписи.
Сергей Свистельник, OMS Records:
Темы для написания альбомов появляются спонтанно. От альбома к альбому меняются также методы звукоизвлечения. Никогда не задавался целью звукоозвучивания каких либо изобразительных и визуальных вещей.Все что слушали, конечно же, накладывало отпечаток на собственное творчество.
Filivs Macrocosmi
Но может быть совсем иначе.
Олег Коляда, Old Captain:
Я начал свой индустриальный путь с 1998. Вдохновений никаких не было, наоборот — шахматная социопатия. Со временем в эндшпиле появились фигуры, которые меня заставляли думать, не завершать партию, но влияние было минимальным из-за недостатка технической базы. Потом выяснилось, что мои проекты причастны к созданию украинской андеграундной сцены, как составляющей европейской. Мои альбомы издали такие лейблы, как Eibon Records, Neuropa Records, Twilight Records, Drone Records, Steinklang Industries, Wrotycz Records, EE Tapes и т. д.Среди совместных проектов композиции с Deutsch Nepal, Streciher, Isomer, Wertham, Cisfinitum, Albireon, While Angels Watch, Furvus, Luftwaffe, Golgatha, Louisa John-Krol, Claustrum. Планов стараюсь не строить - живу по принципу carpe diem.
Edward Sol, Quasi Pop Rec:
Когда я работаю над музыкой, чтобы описать этот процесс, я могу привести аналогию с живописью. Для меня важны полотно, композиция, сюжет, мазок. Временных рамок или каких-то иных нет, только я и полотно. Если попытаться меня заставить в виде аттракциона сделать то же полотно в том же качестве за 30-40 мин при аудитории, то вряд ли получится что то хорошее. Я играл и полную импровизацию, и основанную на семплах и заготовках программу, и 100% заготовленные пленки. Все варианты – компромиссы и уступки.
Уже неоднократно повторялась фраза, что в эпоху постмодерна у настоящего творца может быть только один ценитель. Как вариант, подобный подход может привести к отрицательным числам и далее - признанию через отрицание. В любом случае, должно преобладать чувство юмора.
Олег Коляда, Old Captain:
Я не могу выделить кого-то из отечественных экспериментальных «артистов». Им не достает самокритичности или самоиронии.
Но, музыка, которую делают на экспериментальной индустриальной сцене Украины получила своего слушателя и обладает преданной аудиторией. Правда, некоторая ее часть посещает мероприятия с приставками типа drone для подчеркивания собственной непохожести и, возможно элитарности. Ведь, это творчество для немногих, возможно даже для истинных постмодернистов. Мало кто из подобной публики знает, что аутентичные представители направления давно уже ходят все больше по пельменным и рюмочным.
Edward Sol, Quasi Pop Rec:
В последние пару лет я замечаю странную тенденцию, на мои концерты приходят все больше слушателей, которые ничего не слушают. Как будто «концерт экспериментальной музыки» - это такой маркер, чек-ин для личных нужд. Во время концерта эти люди обычно что то обсуждают, причем громко и видимо, громкая музыка им мешает. Дело в том. Что я пока не огрубел до той стадии, чтобы просто зарабатывать деньги концертами. Не обращая ни на что внимания. Я трачу обычно 2-3 на подготовку, это сложно и утомительно. Поэтому у меня в планах на будущее банально останавливать звук и выносить особо отличившихся тусовщиков за ноги и выкидывать на ближайшую помойку. Благо физ. кондиции это позволяют делать и прецеденты уже были. Я хочу сделать этот прием своей фирменной фишкой.
Edward Sol
продолжение следует…
Neformat.com.ua ©