Онлайн-концерты: как организовать наилучшим образом
Карантин когда-то пройдет, а онлайн-концерты, вероятно, задержатся с нами дольше. Поэтому мы собрали полезные советы от тех, кто уже имеет опыт работы с онлайном, или же сам впервые взялся за подобную практику и набил на том собственные шишки.
Начало 2020 года оказалось очень непредсказуемым из-за череды событий, которые сделали жизнь похожей на антиутопический роман, придуманный в лучших традициях жанра. Мир в один миг изменился и людям почти всех существующих профессий пришлось продемонстрировать свою гибкость и быстро приспособиться к новым обстоятельствам. Убытки понесли и продолжают нести все, и особенно ощутимым и болезненным этот процесс стал для музыкальной индустрии, в первую очередь в сфере живых выступлений. Но музыканты со всего мира вышли из ситуации и решили делать онлайн-концерты во время карантина.
Каждый день множество исполнителей и групп, играющих в самых разнообразных жанрах, делают онлайн-трансляции. Так, например, KADAVAR была вынуждена приостановить гастроли, но участники группы решили прямо со своей студии в Берлине сделать Facebook livestream concert. Онлайн-трансляции, которые неоднократно делал David Gilmour, больше похожи на домашние посиделки: за столом собирается вся семья, он играет на акустической гитаре и поет в перерывах между тем, как его жена Polly Samson — писательница и автор текстов песен, читает отрывки со своей новой книги "A Theatre For Dreamers". Формат интервью в Instagram под названием "Stay the F*ck Home: The Isolation Interviews" внедрил Norman Branno — бывший гитарист группы Texas Is the Reason и автор и редактор антологии 90s zine Anti-Matter. С ним уже пообщались Geoff Rickly из группы Thursday, вокалист Touché Amoré — Jeremy Bolm, лидер группы Refused — Dennis Lyxzén.
Онлайн-трансляции появились и в Украине, и пока что это малоизученное явление. Сегодня украинские музыканты только начинают делать свои первые онлайн-концерты, поэтому у них могут возникать проблемы с настройкой качественного звука или красивой картинки. Эта статья поможет спланировать идеальный онлайн-концерт и не только наладить хороший контакт со своей аудиторией, но и, возможно, заинтересовать новую.
Для чего нужен онлайн-концерт?
Причины могут быть разные: напомнить о себе, пообщаться с аудиторией, сделать просто ради удовольствия или от скуки или даже для того, чтобы заработать. Однако стоит помнить, что это маркетинговый инструмент, которым не все правильно пользуются, ведь с помощью него можно привлекать новую аудиторию, продавать мерч или музыку на стримингах, получать донаты. А если ваш онлайн-концерт будет неинтересным, вы можете зря потратить время и деньги.
Промо онлайн-концерта
Для начала нужно правильно выбрать время трансляции — желательно, чтобы в этот день не показывали лучшие матчи Лиги чемпионов. Также было бы неплохо, если бы группа, на которую теоретически может пойти ваша целевая аудитория, не проводила в этот день эфир. После этого нужно сделать анонс онлайн-концерта в соцсетях на своих страницах и в тематических пабликах. Чем раньше ваши слушатели узнают о том, что вы собираетесь, условно говоря, через неделю, в 8 часов вечера устраивать концерт, тем больше вероятность того, что они найдут возможность его посмотреть и послушать. Если вы можете подключить СМИ — обязательно это сделайте, и не забывайте хотя бы раз в пару дней напоминать зрителям о будущем прямом эфире — можно писать посты или снимать и выкладывать видео и таким образом подогревать интерес к событию.
По ту (техническую) сторону экрана
Стоит заметить, что существует множество вариантов как самой организации онлайн-концертов (например, можно все сделать самостоятельно либо же воспользоваться услугами профессионалов, которые предоставят локацию со всем необходимым), так и настройки звука.
Так, Макс Товстый, который еще с первых дней карантина начал заниматься онлайн-трансляциями и предлагает всем желающим услуги своей BrokenBricks Studios, рассказал, что ему для стрима необходимы: конденсаторный и динамический микрофон Shure SM58, микшерный пульт, аудиоинтерфейс MOTU M2, гитарный процессор Fender Mustang Floor, камера Canon 6D и софиты. Он подмечает: "Во-первых, нужна хорошая техника, а это удовольствие не из дешевых, во-вторых, человеку без опыта настроить эту технику будет нелегко".
Продюсер и звукорежиссер в "Тут і зараз" Андрей Издрык, которого настолько волновало (не)качество увиденных онлайн-концертов, что он провел бесплатный вебинар для украинских исполнителей на эту тему, отмечает, что эстетика сырого гаражного звука идет не всем, и она должна быть сознательным выбором: "Хороший звук — часть хорошей музыки. Звук важен, если вам в принципе важна ваша музыка и ваши слушатели". И для того, чтобы хорошо звучать, следует придерживаться его советов:
- Относитесь к своему квартирнику так же, как относились бы к выступлению в небольшом баре: продумайте программу, пропишите конферанс (ред. комментирование исполняемых песен, разговоры между ними), перечитайте свой райдер, соберите нужный аппарат, включитесь через микшер (у многих музыкантов и так валяется дома какой-то дешевый 8-канальный — даже он станет вспомогательным во многих случаях), соберите из него стереосумму, соедините ее с видео и отправьте в эфир.
- Запомните, пока дело не дошло до видео, задача ничем не отличается от публичного выступления: все, что нужно на сцене (кроме колонок), в этом составе понадобится и на домашней трансляции.
- Если очень хочется вести стрим именно со смартфона, то звук из него все равно стоит завести через какой-нибудь аудиоинтерфейс. Многие современные модели (Focusrite, Steinberg и т. д.) могут работать с планшетами или даже смартфонами (этот режим называется class-compliant).
- Если же аудиоинтерфейса нет, то можно взять мобильный аналого-цифровой преобразователь, вроде тех, что делает iRig.
- Если же вместо пульта хотите собрать микс в DAW (ред. цифровая звуковая рабочая станция, предназначенная для записи и редактирования цифрового аудио) — соберите, но не используйте один компьютер и для обработки звука, и для трансляции: это нестабильно и можно легко превысить лимит процессорных ресурсов. Лучше с одного компьютера отдать стереосумму, а в другой — принять и выдать в эфир. На преобразовании "цифра-аналог-цифра" вы потеряете совсем немного, зато хорошо выиграете на стабильности.
- Подумайте о том, чтобы в кадре происходило хотя бы какое-то действие — движение камеры, смена ракурсов. Потом — о камерах, их количестве и освещении. Последнее особенно важно: существуют условия, в которых из дешевой веб-камеры можно извлечь приличное изображение, но это возможно только при хорошем освещении.
Почему важно наполнение?
Музыкальный редактор Дмитрий Стойловский, который составил компанию Андрею в упомянутом выше вебинаре, рассказал: "Схема офлайн-концертов, когда сцена, звук, свет, люди рядом — все работает на вовлечение зрителя в атмосферу концерта — невозможна, поскольку в онлайн-концертах эти факторы отсутствуют. Слушателя нужно вовлекать чем-то еще и удерживать его внимание".
Саша Буль был одним из первых в Украине, кто сделал онлайн-концерт. Он советует обратить внимание на наполнение:
"Следует понимать, что ни светового шоу, ни мощного звука ваш зритель не увидит и не услышит. Само выступление должно подкупать другими аспектами. Просто играть музыку мало. Нужно быть интересным. Разбавлять песни можно чем угодно. Как говорится, кто на что учился. В моем случае это истории".
Пообщавшись с ними, удалось выделить ряд правил, которые помогут заинтересовать зрителя. Так что ловите:
- Напишите сценарий, хотя бы тезисы: как будет проходить концерт, что вы будете говорить и о чем рассказывать?
- Обязательно продумайте треклист.
- Общайтесь с аудиторией: ставьте вопросы зрителям и отвечайте на комментарии.
- Не спрашивайте у зрителей: "Что вам сыграть?", "О чем вам рассказать?", — это неинтересно!
- Подготовьте несколько историй и шуток, которые расскажете в прямом эфире, вспомните курьезные случаи, которые с вами случались.
- Не делайте долгие паузы между песнями и взаимодействуйте друг с другом.
- Если не знаете чем заполнить паузы, найдите человека, который будет ассистентом на вашей онлайн-трансляции.
- Не акцентируйте внимание, если вы где-то налажали, продолжайте играть дальше. Если лажа очевидна для зрителей, попробуйте пошутить — уместный юмор сгладит неудобства.
- Ищите нестандартные решения. Можно поэкспериментировать и придать новое звучание песням. Например, исполнить их на акустической гитаре или укулеле.
- Если есть какие-то проблемы со звуком, позаботьтесь о том, чтобы хотя бы картинка была качественной.
Стоит взять на вооружение еще и то, что на онлайн-концерты приходит не только ваша целевая аудитория, но и новая, которую нужно зацепить и вызвать у нее желание остаться. Поэтому Дмитрий Стойловский отмечает: "Есть три составляющие онлайн-концерта: звук, картинка и то, чем вы заполняете паузы. Чем лучше будет каждый из этих элементов, тем больше вероятность, что вашим концертом будут делиться, пересматривать его и т. д. И, кстати, это дополнительный контент для вашего YouTube-канала — вы можете придумать тег вроде #музыкаикарантин2020, сделать нарезку ваших видео и использовать их как live-клипы. Если у вас действительно хорошая картинка".
К слову, на странице Дмитрия можно найти более подробные советы и идеи по проведению онлайн-концертов.
Как это работает на практике?
Участники группы ShamRocks рассказали, что их концерт состоялся вместо живого выступления в Киеве, которое пришлось отменить из-за карантина:
"То есть все уже и так знали о концерте, мы только сообщили об изменении формата. Из-за всех этих событий пришлось существенно ограничить празднования Дня Святого Патрика (главного праздника года!), так что это скорее был подарок нашим слушателям. Что касается доната — вспомнили в последний момент. Спасибо зрителям, ведь они активно нас поддержали, а кто-то в шутку даже писал, что это «деньги за входной билет»".
Для группы Мотанка в приоритете был звук, поэтому большую часть сил и времени они потратили на работу с ним:
"Подготовка к концерту, именно ознакомление с технической программой, по которой выводился эфир, продолжалась несколько дней, а подключение инструментов и настройка звука на самой студии — около 2,5 часов". Музыкантам также пришлось отменить уже более 10 выступлений и сольников и они благодарны за донаты (хоть это и не было их основной целью), ведь потратили много запланированных финансов: "Мы хотели просто поиграть, поддержать и подбодрить людей, пообщаться с ними".
Ребята с More Music Club рассказали о том, что онлайн-трансляции для них стали новой сферой деятельности и они всему научились в процессе сами — их первые стримы были прямо с айфона. Они поделились:
"Общими усилиями уже 8 апреля нам удалось выйти в эфир на YouTube с качественным звуком и картинкой. Нам повезло, что у нас есть своя аудитория, которая привыкла, что мы выкладываем по 3-4 ивента в неделю во время работы клуба. Поэтому после 2-недельной паузы, когда мы начали анонсировать онлайн-концерты, они сразу нашли отклик. Большим плюсом считаем то, что сейчас мы можем показать нашу локальную андеграундную сцену не только в Украине, но и за ее пределами".
Иногда приходится менять планы в последний момент. Так, ребятам из группы O’Hamsters пришлось изменить формат онлайн-концерта на онлайн-встречу с фанатами:
"Сначала мы договорились с одной локацией, где за 2 дня до концерта нам заявили о том, что проводить его не готовы. Мы нашли другую — и снова все слетело за день до стрима. Найти локацию сейчас тяжело — репетиционные базы в большинстве случаев на карантине, есть шанс договориться только с площадками, которые специализируются на онлайн-стримах и лайвах, а там очередь из желающих. Мы хотели что-то больше похожее на клуб, чем на репетиционку. Возможно, это и сыграло с нами злую шутку". Парни сделали встречу в Zoom и транслировали ее на YouTube. Они смонтировали и показали 30-минутное видео с приключениями, которые происходили во время поездок, создали уникальный мерч, посвященный стриму и доступный для заказа в течении лайва и еще сутки (вместо донатов), разыграли одну футболку с дизайном, показали новый мерч — фирменные худи, засветили небольшие фрагменты с двух новых песен.
Что касается финансового вопроса, почти все опрошенные сошлись во мнении: расходы на организацию, при условии, что у музыкантов нет собственной студии или видеоаппаратуры, сопоставимы с расходами на организацию живого концерта в небольшом клубе.
Поскольку онлайн-трансляции стали очень популярными среди музыкантов, то на этой волне стало появляться немало площадок, которые предлагают свои услуги в организации, такие как Ukrainian Main Stream (их основали клуб Х.Л.А.М. и RIDER RENT при поддержке Projection Systems) или Киев Livestream, но вы можете нагуглить больше подобных предложений. Хвыльовий, в котором было запланировано немало концертом, на время карантина переформатировался. Организаторы решили не отменять концерт группы Straytones с презентацией новой барабанщицы и провести его как онлайн-трансляцию в формате Music & Talks.
Пока неизвестно, сколько еще точно будет длиться карантин и когда стабилизируется ситуация, приживется ли в Украине формат онлайн-концертов и что с ними будет в будущем, однако знания о правильном использовании онлайн-ресурсов необходимы каждому музыканту.