Отчет о фестивале Brutal Assault 2013
Четвертый год подряд летний отпуск планируется с учетом одного знакового для меня события – фестиваля Brutal Assault, проходящего в Чехии, в крепости Йозефов, в августе.
В этом году фестиваль официально стал 4-х дневным – первый день, ранее был pre-party, сейчас стали учитывать как полноценный фестивальный день. Мы без проблем добрались из Брно до Яромера, порадовавшись комфортабельному поезду следовавшему из немецкой глубинки в Прагу, и уже знакомыми дорогами попали на территорию кэмпинга. Поскольку время было около обеда, то очередь на регистрацию в вип лагерь была крайне мала. Поставив палатку мы сразу же на территорию фестиваля, ибо крайне хотелось употреблять еду и пиво, то бишь кушать. Стоит отметить, что в этом году пиво было ограниченно Будвайзером (светлое 10° за один жетон, светлое 12°, темное и смешанное по полтора жетона каждое) + сидр Сомерсби (не разливной). Темное пиво меня порадовало и употреблялось на протяжении всех дней кроме последнего, когда оно внезапно закончилось :( Выбор еды стал богаче – появились киоски с мексиканской едой, британской fish&chips, картофельными чипсами, кофейня, а также сладкая выпечка напоминающая по форме тесто без сосиски. Цены по сравнению с прошлым годом, вроде как, не изменились – все в пределах от 1.5 до 4-х жетонов (один жетон 30 крон, т.е. немногим больше евро). Зато не было мороженного, что довольно отрицательно сказалось на самочувствие в 35 градусную жару. Побродив еще немного по территории, был обнаружен шатер Маршалл, где в последствии проводились мастер классы и джемы и была возможность приобрести гитары Шектер по очень вкусной цене; а также отличный стэнд фирмачей от Nuclear Blast Records с распродажей дисков (сразу же схватил альбом I – “Between Two Worlds” за смешные 4.9 евро). Точек с пивом стало больше. Для инвалидов поставили отдельную площадку, а у здания с сценой Obscure практически снесли стены. Вот и все внешние изменения (по крайней мере на первый взгляд). Тем временем со сцены начали доносится звуки выступления первой группы и мы поспешили туда.
Beast Within The Sound – кажется, то что, первая группа должна быть из Чехии это уже тоже традиция :). Играют парни вполне себе современный типичный металкор, с редкими интересными моментами в аранжировках, и в целом не зацепили. Хотя настраивают на атмосферу фестиваля, а это уже хороший показатель. Из минусов – всего одна гитара, и на соло теряется плотность звука.
Dying Passion – еще одна группа из Чехии. У меня они почему-то стали ассоциироваться с этакой Lacuna Coil для бедных, только с женским вокалом. Особую унылость навевали гитарные соло, которые больше подошли бы какому-нибудь funeral doom. Кроме того, у группы пару раз пропадал звук из порталов, что еще больше усугубило впечатление.
Jungle Rot – вот она правильная фестивальная музыка, отличный дэз из штатов. Забойное мясо и замечательные соляки. Звук в начале сета был отличным, затем несколько ухудшился, и ближе к концу группа снова зазвучала хорошо.
Где-то, не то во время выступления Jungle Rot, не то после него я обратил внимание что палатка с официальным мерчем уже открыта – с одной стороны это большой плюс, с другой думаю неприятный сюрприз для людей, которые традиционно приезжают на второй (а ранее первый) день. В любом случае удалось без проблем купить фестивальную футболку и балахон (350 и 800 крон соответственно).
E.N.D. – хорватский грув-метал , очччеенннььь старый, если верить метал архивам. Имхо, группа ни о чем, самая банальная молотиловка. Единственный вопрос который у меня возник – зачем им там 8-струн на гитаре?
Malignant Tumour – а вот это уже круто. Отличный скоростной трэш, опять таки из Чехии. Хороший вокал, бодрая музыка. Звук на 5-ку. Сет группы сопровождали столпы пламени и фейерверки.
На такой бодрой ноте первый день фестиваля для нас закончился, так как усталость взяла верх, и мы поплелись досыпать недоспанное.
На следующий день, я как обычно стараюсь ломиться на первую группу (особенно учитывая что из-за жары мы проснулись еще до 8-ми и находится в палатке было невыносимо).
Abstract Essence – чешская black/death формация. За 10 лет существования выпустили 4 полноформатника. Мне показалось, что их музыка уж очень сильна похожа на Soulfallen, только с бОльшим упором на клавиши, которые, к слову, было не всегда хорошо слышно. А еще вокальных партий слишком много, и чистый вокал звучал не везде в тему. Двоякое впечатление.
Proximity – еще одна группа из Чехии. В музыкальном плане звучало все довольно интересно, лично мне понравилось использование местами контрабаса, люблю когда у группы нестандартный подход. Чистый вокал был не фонтан, но в принципе впечатления не портил и звучал довольно органично. Думаю стоит ознакомиться с записями.
Dr. Living Dead – тут я просто вынужден снять шляпу за один только внешний вид парней – использование масок в форме черепа в купе с банданами и бейсболками это очень круто. Играют парни зубодробительный hardcore/crossover. Понравилось, что ребята не точили лясы и задали жару сразу после выхода на сцену. К сожалению на их сете случилась проблема с гитарным стеком (насколько я понял), и добрых минут 10 парни как могли развлекали публику. Вообще общение с публикой у них на высоте. Как и материал, очень достойные представители жанра.
Novembers Doom – когда-то я много слушал этих американцев, особенно альбом “The Pale Haunt Departure”, и их выступление на БА ждал с интересом. Конечно, нынешний их материал тяготеет к современной вариации дэз-дума с вкраплениями чистого вокала, на фестивале группа звучала очень достойно. Местами скоростные партии ударных, местами меланхоличные гитарные пассажи, плюс ко всему смесь чистого и харш вокалов. Довольно хорошо, но ставить их стоило явно на вечер, днем атмосфера такой музыки несколько слабее. (к сожалению я пропустил их сет на следующий день в 23:45).
Philm – очень неоднозначная, лично для меня, группа. Три профессиональных музыканта, очень грамотные аранжировки, офигенный саунд. В отличии от многих групп, где звучит всего одна гитара, у Philm нет провалов на соло, все звучит плотно и четко. Но при этом бОльшая часть материала какое-то непонятное что.
Belphegor – вот это уже другое дело, как говориться :) Отличный внешний вид, хороший звук и куча злобы. Очень стоящая группа именно для фестивалей. Музыкально группа не слишком разнообразна, но и не скатывается в тупое молотилово. Впечатления от их выступления только позитивные.
Devildriver – ожидаемо 5 из 5. Не скажу, что я их большой поклонник, но первые 3 альбома котирую. Вживую парни раздают что надо, во многом это конечно заслуга Дэза Фафары – в 47 дядька еще может, общение с публикой на достойном уровне. Весь концерт Дэз подсказывал когда стоит начинать мошпит, на последней песне долго говорил “Open the pit”, потом видимо смирился, произнес что-то в стиле “You don’t underst a single word, do you?”, ухмыльнулся и понеслось. Сыграли все главные хиты + две новых песни, лично меня порвало на хомячков. Пожалел, что не был на них в Киеве.
Dying Fetus я не оценил, так как слушал их с противоположной сцены, а там был плотный такой шквал звука, так что ничего не скажу.
А следующими у нас выступают любимцы публики, завсегдатаи Brutal Assault, известные финны-алкоголики и прочее и прочее… Ensiferum! Тут в принципе можно было бы написать одно слово – ЗАЕБИЩЕ и пойти дальше :) Но ведь это могут прочитать дети и беременные, так что придется подробнее. А подробности заключаются в том, что не смотря на факт моей любви к альбомам с Яри и то что последний альбом не фонтан, вживую Ensiferum для меня одна из любимых групп. Потому, что их энергетика на концертах способна заставить плясать даже мертвого. Качество исполнения на высоте, звук, не смотря на то, что я стоял во втором ряду, был вполне читабелен, а все песни узнаваемы. В общем круто, и пора бы их к нам сольником везти.
Краем уха послушал Gojira – очень круто, жалею, что только краем. Такой выверенный, техничный метал, в пляс под такой не пойдешь, их музыка скорее заставляет вдумчиво слушать. Звучит все это дело на удивление приятно, надеюсь еще где-то смогу на них посмотреть.
В завершение второго дня послушал Anthrax – что тут сказать, я их материал практически не знаю, название мне знакомо лишь за счет Скотта Яна, и это было ДВАЖДЫ ЗАЕБИЩЕ. Я вообще был уверен что они играют унылую рубку в духе Слеера и прочих старых трэшеров, а тут такой задорный мелодичный бодряк, я всецело проникся. Еще и дождик. Круто, атмосферно, понял, что после них все остальное будет уже пресно, так что послушал и завалился отдыхать. Конечно, минус выползания на первые группы как раз в том, что под вечер валишься с ног, надо будет подумать над этим фактом. С другой стороны, я так уже пропустил Callenish Circle 2 года назад, о чем до сих пор дичайше жалею.
День 3
Поскольку наконец-то не было жары (а к этому моменту в Чехии мы были уже дней 10, и температура не опускалась ниже +35 в тени), я спал как ленивая скотина и на территории фестиваля оказался аккурат к сету Glorior Belli. Очень круто. Начиная от вообще нехарактерного для блэка внешнего вида и подбора инструментов и заканчивая материалом. Саунд выше всяческих похвал. Вообще этот как раз представители той грани блэка, за которую я ценю этот жанр – когда группы думают над звуком и аранжировками, а не звучат как стадо неандертальцев в пещере. У Glorior Belli кстати в этом году альбом новый выходит, надеюсь особых экспериментов не будет, и будут радовать и дальше.
Misanthrope – еще один коллектив из Франции. Опять таки, еще одна группа с хорошим, плотным саундом, особенно звук баса порадовал. Но вот сам материал подкачал – слишком слабо вязались мелодии с вокалом, и вообще имхо, если бы парни играли инструментал, звучало бы в разы слушабельнее.
Небольшая пауза, и возвращаемся на Hate – вот тут более чем отлично. Шикарный внешний вид, приятный материал. Hate, конечно, группа далеко не первого эшелона на польской сцене, но марку держит и выступает очень достойно. Просто, имхо, они сильно ассоциируются с Бегемотом и проигрывают последним в известности. А так, более чем зачетная банда. Фестивали греет просто на ура.
Orphaned Land – я сначала скептически относился к израильтянам, но пару треков что я слушал как-то не цепляли, особенно учитывая формат БА. Но как только они заиграли, мои сомнения полностью рассеялись – именно таким должен быть настоящий фолк – с народными мелодиями, грамотными аранжировками, и использованием нестандартных инструментов (в данном случая это была двухгрифовая гитара – половина электро и половина акустика). Во время сета Orphaned Land начал накрапывать дождик (кажется уже не в первый раз в этот день), затем полностью пропал звук секунд на 30, но ребята не растерялись и продолжили играть без каких-либо сбоев, а потом пошел ливеняка. Конечно в Киеве я попадал и под худший дождь, но как-то в других условиях. Дождевики подвели и мы промокли, в прямом смысле до трусов, так что не дослушав Orphaned Land пришлось спешно ретироваться в палатку для перегруппировки и поиска сухих вещей, ибо на горизонте маячило выступление слишком важной для меня группы.
Вернулись мы под середину сета Alcest’a, благо дождь прекратился, а саму группу я видел на фестивале Astral в прошлом году в Киеве, так что знал что да как. И это действительно очень круто, правильная эволюция в музыке. Шикарные партии и отличный вокал, жаль что бОльшую часть сета пришлось слушать из под противоположной сцены в ожидании…
...Fields Of The Nephilim. Если бы меня попросили назвать одну группу, ради которой я поехал на BA, не раздумывая назвал бы Нефилимов. ...Fields Of The Nephilim должны были быть еще в прошлом году, но слетели. К чести организаторов в этом году они таки довезли британцев на фестиваль. И это было непревзойденно. Конечно, в первых рядах звук был ожидаемо не фонтан, благо материал я и так знал практически наизусть, зато свет, подача и сет лист были на высшем уровне. Вот она – настоящая готика – мрачная, атмосферная, без какого-либо нытья. Утяжеление стиля пошло группе только на пользу – старые вещи зазвучали еще лучше с новыми аранжировками. Как раз тот случай когда группа не стоит на месте, на смотря на свой культовый статус, пускай и в узких кругах, а развивается. Пожалуй, для меня это однозначный фаворит фестиваля. Жаль что вероятность увидеть их в Киеве крайне мала.
На самом деле после такой горы эмоций надо было до утра уже ничего не слушать, но имена в программе были такие многообещающие, что пришлось остаться :)
Meshuggah для меня так и осталась группой-загадкой, как и два года назад я совершенно не проникся и в упор не могу понять, а за каким лешим они вообще это играют? Хотя публике нравятся. Может еще через 2 года я наконец-то их закотирую, кто знает.
In Flames послушал фоном в ожидании Amorphis. Вживую я их разок видел в Киеве, и учитывая, что чем дальше в лес, тем в большее УГ скатывается группа, кажется этого раза мне хватит с головой. Лучше просто иногда пересматривать ”Used & Abused - In LIVE We Trust”. У меня один знакомый часто ходит на их концерты, каждый раз плюется что это УГ, но упорно продолжает ходить. Я же стараюсь такого просто избегать :)
Amorphis – как и в прошлом году на Immortal, я почти сумел насладится звуком под сценой если бы не одно но – бас. Этот, с позволения сказать, пердеж самки слона в брачный период просто ад. Как только басист не играл – все офигенно. Начинал играть – и нихрена кроме него и барабанов не слышно, просто таки невменяемый перегруз. Музыка понравилась – все таки не даром ребята столько играют, аранжировки что надо. А вот вокал лично мне на 3-ку, и если харш еще “качал”, то чистый был слишком уж монотонным. От того и сложилось ощущение общей вялости группы. Хотя не смотря ни на что я все таки постараюсь выбраться на сольник, есть у них очень достойные вещи, глядишь может “Black Winter Day” сыграют :)
Carcass – всегда должна быть группа-разочарование. Для каждого без исключения посетителя фестиваля. Когда ты предвкушаешь выступление, а потом слушаешь и понимаешь, что ничего для тебя в нем нет. Просто для меня это группа очень высокого уровня, а именно Каркас. И в принципе причину я знаю – я просто люблю “Swansong” больше всех остальных альбомов, и частично “Heartwork”, а играет группа более ранние вещи, к счастью фанатов их еще до МДМного творчества. Мне понравился их сет вокалом – Джефф конечно очень крут, с этим глупо спорить. Да и музыкантытам хороши, хотя состав конечно уже не тот. Но все равно музыка мне показалась откровенно скучной. А еще я ждал Keep on Rotting и Heartwork. Первую вообще не сыграли, а вторую сыграли в самом конце, когда я уже до палатки дошел. Обидно. А еще я такой ленивый засранец не дождался Cult Of Luna, хотя хотелось. Да только сил не было :(
День последний
Такое странное ощущение – когда ты уже влился в фестивальный ритм, подстроил себе распорядок дня, проникся кухней, привык к пиву в любое время в любом количестве, и вдруг осознаешь что это уже последний день. И предыдущие 72 часа которые в будничной жизни в ожидании выходных кажутся вечностью, тут пролетели слишком незаметно. Но счастье ведь не бывает вечным ;)
На территорию мы выбрались уже под конец We Butter The Bread With Butter – годная такая музыка, настраивает на позитивный лад.
Vreid – достойный представитель современной BMсцены. Мелодичный вокал, интересные мелодии, качественное звучание – все эти составляющие создавали атмосферу некой отрешенности, присущую северным группам. Кроме того, оказывается, Vreid образован музыкантами Windir, от чего становится понятно качество и потенциал этого коллектива.
Primordial – лично для меня это вторая по значимости группа на фестивале в этом году. В короткий сет лист ирландцы умудрились вместить свои главные хиты, первая же вещь “No Grave Deep Enough” доставила неимоверно, как в общем и остальные исполненные композиции. Группа выложилась более чем на 100 процентов, особенно вокалист, чье поведение на сцене по своему характерно, и видно что живые выступления занимают особую часть в истории группы. Звук был несколько перегружен, но в целом все отлично читалось, так что особых нареканий в этом плане нет. Осталось только увидеть Primordial сольно в Киеве, слишком много у них хороших композиций, которые к сожалению просто не вмещаются в фестивальный формат.
Сет-лист ирландцев на BA:
· No Grave Deep Enough
· The Coffin Ships
· Bloodied Yet Unbowed
· Empire Falls
Фоном немного послушал Centurian, которых, насколько я понял, поменяли местами с Vomitory – такое в общем, вокал имхо ближе к грайнду чем к дэзу, а по музыке мясо как мясо :)
Biohazard задорно раздали на сцене, помню их гитариста по прошлогоднему выступлению A Pale Horse Named Death. Лошадь лично мне импонирует больше, но стили совершенно разные. А вообще у Biohazard очень бодрая музыка, кача вполне достаточно и на фестивале подобные группы смотрятся выигрышно.
На сете Leprous мы решили наконец-то выбраться на natural stand, в принципе их музыка способствует спокойному прослушиванию где-нибудь в сторонке. Ничего не скажешь, инструментальная часть интересная, но вот вокал, имхо, слишком уж с закосом под Muse, а всевозможные завывания были вообще не в тему. Но за 12 лет существования парни неплохо продвинулись, этого у них не отнять. Одним из показателей является тот факт, что музыканты выступают с Ihsahn. И вот тут уже все стало на свои места – бэк вокал стал более уместным под тягучую музыку норвежского мультиинструменталиста, да и вокал самого Ihsahn’а органично дополнял мелодии, превращая их в целостные композиции. Круто. Жаль, что сольник вряд ли когда нибудь свершиться в нашем селе.
К слову, в этом году на naturalstandпоставили палатку с пивом и столики, так что слушать музыку стало еще комфортнее :)
После прослушивания норвежцев решено было сделать перерыв, и вернулись мы на середину сета Hatebreed, дабы занять место в фан зоне в ожидании одной небезызвестной польской группы.
Behemoth – 7 кругов ада. По крайней мере лично для меня. Я конечно подозревал что постоять в 3-м ряду будет не самой умной затеей, но результат напрочь выбил меня из колеи – отвратный звук, адская давка, мош и крауд серферы. Зато, конечно, отменный прикид, декорации и шоу. Я как-то досадно упустил тот момент, когда поляки стали группой мирового уровня, последний раз вживую я их видел в Киеве в 2007 году. С трудом выдержал 3 песни, так как стало стремно за технику, и с еще большим трудом выбрался из толпы от греха подальше. Ад, сатана и зло, придется ждать еще одного сольника, так как посмотреть есть на что.
Внезапно, по большему счету БА на этом для меня и закончился. Конечно были еще Borknagar немного краем уха, но я особо не акцентировал внимание. Впереди было еще немного времени выспаться, ранние сборы, переезд в Прагу, и …
… последняя надежда закончить фестиваль на позитивной ноте – Brutal Assault afterparty, которое снова проходило в небольшом клубе “Modra Vopice”, недалеко от центра Праги. Только в этот раз снаружи выстроили отличную сцену, так что получился практически open-air:) Мы не застали первую группу, так как приехали аккурат к началу сета Katalepsy. Если бы я не знал, что парни из России – наверное никогда бы не догадался, ну разве что по акценту во время разговора вокалиста. А так, группа вполне себе европейского уровня, звучали очень достойно, материал хорош, публика осталась довольна. Звук, кстати, на этой сцене был отличный, я бы сказал что получше чем на самом фестивале :)
Вслед за россиянами на сцену вышли американцы Hatebreed. Я слабо знаком с их творчеством, но к чести парней они решили играть сет-лист целиком отличный от того, который был на фестивале, и сосредоточились на вещах и старых альбомах, либо менее известных композициях. Конечно, не обошлось без пары вещей с новой пластинки, но в целом это действительно был не стандартный сет группы. Порадовала отдача группы на сцене, отдача публики, звук. Очень фирмово как для мероприятия такого небольшого масштаба, а было там человек 200 на вскидку.
И вот Hatebreed уходят со сцены, и техники начинают ее разбирать. Медленно приходит осознание того что Saturnus, чей сет на БА я пропустил, потому что выступление в 1:50 в последний день это тест на выживание, будут выступать в душном зале на мелкой сцене. Зайдя внутрь я разочаровался – народу очень мало, внутри таки душно, группе на сцене тесно. Но с первых же аккордов стало ясно, что все это до одного места. Через час, когда группа сыграла основной сет и начала спрашивать заявки от публики, стало понятно, что тут можно находится до утра. Парни шутили, общались с залом, играли, снова шутили, спрашивали, что им сыграть, благодарили слушателей, и искренне радовались тому, насколько публика, пускай и небольшая, радушно их принимает. Это действительно было нечто, именно такими и должны быть думовые концерты – прекрасный звук, горстка ценителей группы, атмосферный свет на сцене – все эти факторы наконец-то сложились лично для меня как великолепное окончание фестиваля, полностью вытеснив какие-либо минусы. Группа играла около 2-х часов, я услышал практически все что хотел, за исключением, разве что, Murky Waters, и как будто заново открыл для себя их творчество. Такие вещи как “Christ Goodbye” вообще заставляют вздрагивать от одной только мысли. Думаю, я надолго запомню это выступление.
Но все подходит к концу – сет Saturnus, фестиваль Brutal Assault, отпуск в конце концов :) И во время написания этого отчета я ловлю себя на мысли, что наверное не смогу не приехать в следующем году, и все равно на самом деле на состав и прочие факторы. Brutal Assault стал для меня частью жизни, и без него она вполне может стать будничной и пресной.
Огромная благодарность Schizmo из Shindy Productions и Nook’у из Neformat’a за предоставленную аккредитацию, литовцам за компанию в лагере, всем кого я умудрился встретить в этом году за позитивное настроение, группам за чад и угар, и огромному количеству festival crew за то, что они делают порой невидимую большинству посетителей работу, которая держит фестиваль на плаву. До встречи в следующем году.
З.Ы.: нельзя без минусов, но кажется, я буду краток – в последний день закончилось темное пиво. Ну объективно еще можно дорулить звук под сценами, завести больше дождевиков и укрепить подъемы на холм к фестивалю.
З.З.Ы: во время написания отчета было употреблено 3 литра всевозможного пива, просмотрены-прослушаны dvd Primordial, Fields Of The Nephilim и Moonspell, а также несколько композиций Saturnus.
Keep fucking supporting metal!