Трудно быть молодым богом? Интервью с фронтменом The Young Gods
Чуть больше месяца назад, 2 июня, в Киеве прошел концерт легендарной индастриал команды из Швейцарии The Young Gods (TYG). Так вышло, что в наших широтах не только лишь все знают о существовании этого коллектива, который сформировал музыкальные вкусы нескольких поколений и повлиял на творчество Дэвида Боуи, Трента Резнора и Майка Паттона (с последним они таки сделали совместную программу). И так, по мелочи — Pitchshifter, Sepultura, Strapping Young Lad, U2 etc.
Группа примечательна тем, что во время пика и расцвета гитарной музыки, в том числе и в индастриале, намеренно отказалась от струнных инструментов и начала использовать только синтезатор и сэмплер. При этом их звучание было как живое и от дисторшна с овердрайвом ничем не отличалось. Гитары они возьмут в руки уже в конце нулевых. А появился коллектив в 1985 году.
The Young Gods — это трио плюс сессионные музыканты, количество которых может доходить до симфонического оркестра. У группы один основной участник — Franz Treichler a.k.a. Franz Muse — он вокалит, играет на гитаре, сэмплере и придумывает все концепты; Cesare Pizzi a.k.a. Ludan Dross — именно он создает все эти потусторонние космические звуки на клавишах и занимается программингом, стоял у истоков банды в 1980-х и вернулся в нее в 2012; Bernard Trontin — в его зоне ответственности находится ритм-секция.
Группа одно время курировала современное искусство в Швейцарии, создала по этому поводу свои арт-кластеры, знакома с создателями ханга, а также переиграла на свой манер Курта Вайля.
В нашу столицу они приезжали в рамках программы "Чужая" Швейцария впервые в Украине". Одним из основных поводов их визита стало 40-летие фильма "Чужой", декорации и образы к которому создавал швейцарский художник Ханс Руди Гигер. Кроме того, у The Young Gods был тур в поддержку нового альбома "Data mirage tangram", Киев оказался почти по пути.
Неформату организаторы концерта не захотели давать аккредитацию на мероприятие, но случай поговорить с TYG мы упустить не могли. В итоге без всякого гига удалось пообщаться с фронтменом группы Францом Трайхлером (Franz Treichler) напрямую. Все это стало возможным, благодаря надежным связям с басистом группы Sludge и гитаристом группы Sobaki Tabaka Сергеем "Уликом" Ульяновым, украинцем по происхождению, живущим в Швейцарии. Перейдем к самому диалогу.
— В первую очередь мне интересно следующее — почему вы решили взяться за гитару на новом альбоме, у вас же была принципиальная позиция этого не делать? Время пришло?
Franz Treichler (дальше — F.T.): Этот альбом складывался особым образом: нас пригласили на резиденцию в маленький клуб во время джазового фестиваля. Мы остались там на 5 дней и все это время джемовали перед аудиторией, 3 сета каждую ночь. Я решил взять с собой гитару, бас, компьютер, все инструменты, что у меня были, чтобы попробовать делать еще какие-то вещи, кроме использования своего голоса. Все остальные наши музыканты сделали то же самое — взяли с собой те инструменты, которые они обычно не используют на сцене. "Data Mirage Tangram" создан как раз из таких вот джем-сейшенов. И когда запись вышла, мне стало очень удобно выносить с собой на сцену гитару — это кажется естественным.
— До меня доходили слухи, что вы дружите с семейной парой, которая изобрела ханг (hang drum изобрели Феликс Ронер и Сабина Шерер в швейцарском городе Берн в 2000 году — ред.). Если это правда, может, вы знаете, как они его создавали и что вдохновляло их?
F.T.: Мы на самом деле не друзья, но знаем друг друга со времен, когда приобрели у них один из хангов очень давно. Я не знаю секретов его изготовления.
— Что насчет Украины, вам у нас понравилось? Собираетесь еще раз приехать сюда?
F.T.: К сожалению, мы не оставались здесь более, чем на сутки. Во многом мне понравились люди и мне очень бы хотелось вернуться сюда, чтобы провести с визитом больше времени.
— У вас есть друг-украинец, который живет в Швейцарии — вы что-то узнавали о нашей стране у него перед тем как ехать сюда? И совпадают ли ваши впечатления от ожидаемого с увиденным?
F.T.: Я узнавал об Украине только из новостей, когда начался конфликт с сепаратистами. И я ожидал больше напряженности в Киеве, но в итоге я ничего такого не заметил.
— У вас в Женеве были арт-кластеры, какая у них история и что с ними происходит сейчас?
F.T.: Традиция сквотов в Женеве появилось еще в 1970-е. В 1990-е это движение стало просто огромным. Эти арт-кластеры так и появились в данном поле. Сквоттинг начал подвергаться репрессиям в нулевых, потому что к власти пришли более правые политики, а там рука руку моет в плане спекулятивного лобби в сфере недвижимости. Кое-какая альтернатива выжила, но стала очень слабой. Хотя она все еще существует и новые поколения вполне вовлекаются во все эти процессы. Люди все еще обозлены из-за того, что пустует 100 000 квадратных метров площади. Арт-кластеры более раздроблены и меньше и все еще хорошо себя чувствуют. Вы все еще можете жить альтернативной жизнью в Женеве, там есть общество с двумя скоростями.
— А этот ваш арт-проект как-то влияет на молодежь вокруг и, в особенности, на людей за границей?
F.T.: Я думаю, что как-то да: The Young Gods показали швейцарцам, что у команды из их страны может быть аудитория за рубежом и если ты веришь в то, что делаешь, и вкладываешь в это все свое время, у тебя все шансы прийти к успеху.
Возможно, мы оказали влияние на людей за границей, но, вероятно, это по большей части в плане искусства.
— В вашем новом альбоме вы смешали экспериментальные и ровные вещи воедино — зачем? Что насчет общей концепции — раньше вы же выпускали — один раз "нормальный", а второй раз экспериментальные LP, сейчас концепт вышел каким-то синтезированным — что будет в следующем релизе?
F.T.: Нет никакой концепции. Вещи приходят так, как они приходят. Сложно сказать, что будет следующим. Мы еще будем турить с новым релизом и ничего нового в плане музыки до 2020 года делать не будем. (ред. Data Mirage Tangram Spring Tour с презентацией нового альбома закончился на Hellfest 23 июня во Франции. Концерты TYG продлятся до самого конца этого года).
— Расскажите подробнее про ваши коллаборации с Майком Паттоном, Dälek’ом, симфоническим оркестром? Кто еще с вами делал что-то совместное и с кем было сложнее всего сотрудничать?
F.T.: С Patton и Dälek было очень легко работать, а вот с симфоническим оркестром было сложнее, но по техническим причинам. Еще мы играли совместно со струнным квартетом Barbouze de chez Fior; с improv power trio Koch, Schütz, Studer; швейцарско-американской yodel/blues поэтессой Erika Stucky; антропологом Jeremy Narby. Мы всегда открыты к сотрудничеству, когда оно имеет смысл.
— А расскажите о ваших новых коллаборациях — кто в них будет задействован в плане поиграть совместно или вообще что-то сделать?
F.T.: В последнее время мы запустили коллаборацию с духовым оркестром Landwehr из 80 человек, чтобы сыграть Terry Riley "In C". Фантастическая смесь!
— Как зарабатывать с помощью культуры, искусства и музыки, оставаясь культовыми? Вам ведь удалось выполнить эту миссию.
F.T.: Мы всегда старались оставаться максимально независимыми.
— Что вам из украинского запомнилось больше всего — еда, музыка, архитектура, может что-то еще, что вы успели оценить, попробовать?
F.T.: Мне очень понравились люди. Я заметил очень позитивную энергию в отношении организации концертов, создания искусства. Киев был очень ярким для меня.
The Young Gods в соцсетях:
https://www.facebook.com/theyounggods/
https://www.younggods.com/
https://soundcloud.com/younggods-remixes
https://twitter.com/theyounggods
https://www.instagram.com/theyounggodsofficial/
Обложка - 2005, The Young Gods, © Neyda Parades