Андрухович+Karbido - Атлас Estremo (2015)

Мода на сотрудничество топовых украинских писателей с различными музыкантами – явление, возникшее не вчера и за последние несколько лет только укрепившееся (примеров немало: популярный союз Жадана и Собак в космосеІздрик и Drumтиатр, совместные альбомы и выступления Андруховича с культовой группой Мертвий Півень).
 
Но еще задолго до возникновения этих проектов, в начале двухтысячных «самый рокенролльный писатель Украины» неоднократно выступал с польским авангардистомМиколаем Тшаской, начитывая стихи в сопровождении его альт-саксофона или (реже) бас-кларнета. Как помнят некоторые из вас, в 2004-м году вышел их общий фри-джазовый альбом Andruxoїd, в котором также принимали участие другие польские музыканты. Тот релиз стал настоящим событием. А уже в 2005-м, почти случайно,Андрухович знакомится с вроцлавской экспериментальной группой Karbido (основанной также в начале двухтысячных). Как мы теперь знаем, знакомство это вылилось в активное и плодотворное сотрудничество: до 2012-го года ими было выпущено три альбома (Самогон, Цинамон, Абсент). После выхода украинской версии Самогонапроект получил еще больший резонанс, всегда собирая полные залы. Когда эта своеобразная трилогия была окончена шикарным Абсентом, настала почти трехлетняя пауза, по ходу которой оставалось загадкой, чего ожидать от следующего лонгплея.
 
Ответ на этот вопрос – Атлас Estremo. Семантика названия новинки является многослойной. Как отмечает сам Андрухович в своей сентябрьской колонке для сайта zbruc.eu, «на подмогу пришел итальянский язык, в котором estremo может выступать прилагательным, а может и существительным. То есть это и «край», и «граница», и «наивысшая степень», а одновременно и «экстремистский», «максимальный» и «пограничный»». На этот раз нас ждет двойной альбом: украинская и польская версии впервые в истории Андруховича и Karbido выходят одновременно и под одной обложкой.  Еще с момента знакомства с первым тизером пластинка интриговала меня вопросом того, удалось ли им удержать очень высоко поставленную ранее планку.
 
Первое, на что обращаешь внимание после нажатия кнопки Play, - как никогда ранее прямолинейный и энергичный саунд. Это первый альбом Андруховича и Karbido, в котором не применяется гитара, поскольку в этот раз Igor Gawlikowski (один из двух основателей группы) не принимал участия в создании музыки. Сначала мелькнула мысль о том, что он покинул коллектив, но на официальном сайте Karbido отдельно отмечено, что их состав может варьироваться  в зависимости от нужд конкретного проекта. Скорее всего, это именно тот случай. Так или иначе, роль баса и саксофона в новых условиях возросла. А в аспекте стиля это обстоятельство привело к тому, что практически исчезли пост-роковые и эмбиентные элементы, так что эту пластинку можно очень точно описать формулой «современный экспериментальный джаз + spoken word». Иногда здесь натыкаешься на семплы и «полевые записи», но их немного и используются они лишь как намек на город, которому посвящен тот или иной трек.
 
Для лучшего понимания этого альбома важно учитывать, что все вошедшие в него тексты базируются на увесистой книге короткой прозы Андруховича «Лексикон інтимних міст», вышедшей несколько лет назад. Поскольку сегодня доступен в том числе ее польский перевод, то начальный выбор текстов был за музыкантами Karbido. Как написал в уже упомянутой колонке Патриарх Бу-Ба-Бу«мы шли наугад, пока не обнаружилось, что у нас выходит почти оконченное кругосветное путешествие. Мы начинаем в Берлине, а заканчиваем во Вроцлаве. То есть до кругосветки мы не дотянули лишь каких-то 344 километра.» Дальше из выбранных фрагментов отсеивались, попутно шлифуясь, нужные строчки и, по мнению автора, после этого их уже можно считать стихами, иногда – хорошо ритмизированной прозой. Кроме того, в этих текстах встречаются сугубо песенные рефрены, в которых Андруховичу подпевает басист Marek Otwinowski. В этом состоит еще одно принципиальное отличие Атлас Estremo от альбомов-предшественников, поскольку до сих пор каждая их пластинка произрастала именно из лирики. Поэзия доминировала даже в альбоме Абсент, полностью основанном на знаменитом романе Перверзія. На таком фоне новый подход к текстам выглядит очень спорно, хотя кое-где ему не откажешь в остроумии.
 
Вопрос хитов в альбоме Атлас Estremo неоднозначен: на мой взгляд, несмотря на фирменную, сочно звучащую работу поляков и страстное отношение Андруховича к их сотворчеству, в нем нет ни одного номера, который стоял бы на одном уровне с Girl you will be a woman soon с дебютника, Танго «Біла Троянда» с Цинамона, или с треком Епілог – Прощання Перфецького с Абсента. Одновременно большинство треков нового лонгплея содержат интересные находки. Например, текст трека Нью-Йорк полностью состоит из названий разных брендов (в буклете они, к тому же, прописаны в виде их логотипов), Москва обладает наиболее экспериментальным саундом, Мінськ наиболее атмосферный и расслабленный (а в «польском» варианте альбома исполняется на белорусском языке), финальный Вроцлав наиболее длительный и призван создать образ «идеальной Европы».
 
Отдельно стоит сказать о треке, посвященном Киеву. Это наиболее странное место альбома для тех, кто не читал Лексикон інтимних міст. По крайней мере, без учета соответствующего раздела этот опус вызывает куда больше возмущения у слушателя. Особенно в случае если ты, в отличие от Андруховича, любишь Киев по-настоящему. В любом случае, корни этого трека надо искать в индивидуальных комплексах автора, который, по его же словам, почти никогда не жил в украинской столице дольше двух суток. Надо констатировать, что именно тексты являются главной проблемой этой пластинки.
 
Обобщая впечатления, прихожу к мысли, что Атлас Estremo не дотягивает до своих предшественников из-за мозаичности его составляющих, которая влияет на восприятие концепции релиза. Особенно это заметно на фоне шедеврального Абсента, который стал пиком в истории сотрудничества Андруховича и его польских друзей (в том числе – с точки зрения дизайна). Высокий уровень внимания к новинке объясняются спросом на успешный бренд, но сам Атлас Estremo оставляет у меня чувство некоторого разочарования. Вместе с тем, я почти уверен, что об этом проекте мы еще услышим. Хочется надеяться, что их следующий шаг будет шагом вперед.
 
Neformat.com.ua ©
СD 1 (UA):
01. Берлін / Щоденник 
02. Антверпен / Діаманти 
03. Лондон / 101 Удар Тенора 
04. Нью-Йорк / Логос 
05. Москва / Кремль 
06. Мінськ / Повії 
07. Київ / Радіо 
08. Львів / Вода 
09. Дрогобич / Нафта 
10. Єрусалим / Вічність 
11. Ужгород / Забування 
12. Варшава / Поміж 
13. Вроцлав / Каламбур
 
СD 2 (PL):
01. Berlin / Dziennik 
02. Antwerpia / Diamenty 
03. Londyn / 101 Uderzen Tenorem 
04. Nowy Jork / Logos 
05. Moskwa / Kreml 
06. Minsk / Dziwki 
07. Kijow / Radio 
08. Lwow / Woda 
09. Drohobycz / Ropa 
10. Jerozolima / Wiecznosc 
11. Uzhorod / Zapominanie 
12. Warszawa / Pomiedzy 
13. Wroclaw / Kalambur
16.09.2015