Bell Orchestre - As Seen Through Windows (2009)

Пост-рок умер примерно пять лет назад, испустив мощный последний вздох в виде кучки приличных альбомов (в том числе дебютных) от самых разных групп. До этого он существовал в виде музыки для избранных (или считавших себя таковыми), для снобов от музыкальной прессы, для музыкантов, разбирающихся в педалях и примочках лучше, чем в нотах и длительностях. Ушедшие на покой в 2003-м "годспиды" словно предчувствовали закат жанра, невольными символами которого они к тому времени стали. И правда, всего несколько лет спустя пост-рок практически одновременно начал приобретать массовую популярность (пускай пока и не в особо широких кругах) и терять статус экспериментальной музыки. Такую закономерность трудно не заметить и легко объяснить: юные хипстеры, загоревшись желанием играть любимую музыку для себе подобных, ухватили только форму, углядели только верхушку айсберга. И теперь под гордым словосочетанием "пост-рок" плодятся неотличимые друг от дружки альбомы инструментальной музыки, которую справедливее называть "эмбиентный недометал" или "гитарный нью-эйдж". Ну а какую музыку еще могут сочинять группы, которые за отцов жанра почитают не Talk Talk и Slint, а Explosions in the Sky и God is an Astronaut?

Bell Orchestre появились как раз в это непростое для жанра время: их дебютник датируется 2005-м годом, и он же был тогда едва ли не самым свежо звучащим пост-роковым релизом. Удивительная вещь: за эти пять стиль "oркестра колокольчиков" (хотя мне нравится более романтичный вариант перевода названия коллектива, "Прекрасный Оркестр") ничуть не изменился, но сам жанр деградировал настолько, что музыка монреальского секстета вновь звучит новаторски! Может, рецепт успеха в происхождении (известно ведь, что самый настоящий классический пост-рок как раз канадский). Может, в подходе музыкантов к сочинению материала, ведь их музыка лишена привычных жанровых клише в духе "тихое интро - громкая кульминация", а максимально приближена к неоклассике и симфоническому авангарду, а местами еще и щедро сдобрена электроникой. Может, все дело в необычном составе команды - приджазованная ритм-секиця, духовые, струнные, никаких гремящих гитар с их плешь проевшими тремоло и дилеями. Я думаю, магия заключается как раз в синтезе всех этих факторов, да и засилье клонов в какой-то мере играет ребятам на руку: после прослушанных подряд десяти подражателей 65dos, Sigur Ros или Mono скромный "оркестр колокольчиков" поистине покажется чем-то вроде откровения. И пускай на этом релизе гораздо меньше тех самых пресловутых колокольчиков, на перезвонах которых был фактически выстроен весь дебютный альбом, зато тут чувствуется серьезный взрослый привкус чамбер-рока в духе грандов вроде Univers Zero и Present (только без присущей европейцам излишней мрачности и атональности).

Судя по активности секстета после выпуска "As Seen Through Windows" (еще до конца года вышел сборник ремиксов и концертник, доступный только через iTunes), дела у них налаживаются, и ждать еще четыре года до выпуска нового номерного альбома нам не придется. Ведь за это время пост-рокеры могут добраться до MTV (или даже до М1), и тогда окажется, что Bell Orchestre самое место не в андеграундном клубе, а на сцене консерватории. Впрочем, настоящие таланты только крайностями и живут!
Neformat.com.ua ©

01. Stripes
02. Elephants
03. Icicles/Bicycles
04. Water/Lights/Shifts
05. Bucephalus Bouncing Ball
06. As Seen Through Windows
07. The Gaze
08. Dark Lights
09. Air Lines/Land Lines

10.03.2009