Bill Laswell - Invisible Design II (2009)
Билла Ласвелла тяжело назвать просто музыкантом. Это ученый от музыки, гений звуков, продюсер многих сотен альбомов и космополит, находящий таланты даже в бедных африканских трущобах. Ласвелл один из тех, кто олицетворяет собой современную авангардную музыку, причем среди его коллег и друзей особое место занимают не менее культовые Джон Зорн и Бакетхэд. Самое смешное, что их троих принято сгребать под односложное понятие "авангард", и, в общем-то, по делу, но ведь он у каждого совершенно по-разному проявляется. Авангард Ласвелла - это электронная музыка. Иногда слишком электронная.
Оригинальный "Invisible Design" явился на свет в 1999 году, аккурат после ухода Ласвелла из Death Cube K - его общего проекта с Бакетхэдом. Тяжело сказать наверняка, связаны ли напрямую эти события, но параллели напрашиваются сами собой - до этого Ласвелл сольно записывал всё что угодно, но не такой "сонный" дремучий эмбиент. Спустя 10 лет он решил вернуться и в Death Cube K, и развить личные наработки, записав "Invisible Design II".
Что же собой представляет новая пластинка Ласвелла, выпущенная, к слову, на легендарном лейбле Джона Зорна Tzadik? Это катехизис для любого басиста, наглядный пример зрелищного и здорового эгоизма. Такую самозабвенную игру на безладовом басу способны демонстрировать лишь мастера самого высшего уровня. На ум приходит сравнение с Майклом Мэнрингом и его фантастическим методом игры с "подстройкой". Если вам никогда не доводилось подобное видеть - поищите в Интернете запись песни "Selene" в исполнении Майкла, впечатляет.
Начинается "Invisible Design II" неожиданно резво: первый трек заставляет настроиться на внимательное и чуткое прослушивание, но уже последующие три - уводят мысли в царство теней и аллюзий, напоминая более светлый вариант Death Cube K. Так бы уснуть и не заметить, как пролетит весь альбом... Но не тут-то было: Ласвелл решил во второй его части намешать нойза и резких искаженных вибраций. Плюс это или минус - решать вам, но, честно говоря, со слушателем обошлись как-то нагловато. Зато очень логично и символично развивается композиция "Gulf of Stars" ("Пучина звезд"), переходящая в "Darkness After" ("Тьма после"). В подобной музыке визуализация и символизм играют определяющую роль: инструментальная гармония имеет смысл, если она говорит красноречивее слов, иначе это - просто бессмысленный набор звуков. Хотя тут палка о двух концах: каждый ведь воспринимает музыку (и не только ее) по-своему.
Минимум инструментария, максимум удовольствия. Спокойная эмбиентная музыка от гения бас-гитары. Любителям расслабиться под звуковое сопровождение рекомендуется.
01. Xtrak
02. Quartz
03. Aphasia
04. Sub Sonnet
05. Solar Clip
06. Iron Monger
07. Fractal
08. Pillar
09. Gulf of Stars
10. Darkness After