Bill Laswell - Invisible Design II (2009)

Билла Ласвелла тяжело назвать просто музыкантом. Это ученый от музыки, гений звуков, продюсер многих сотен альбомов и космополит, находящий таланты даже в бедных африканских трущобах. Ласвелл один из тех, кто олицетворяет собой современную авангардную музыку, причем среди его коллег и друзей особое место занимают не менее культовые Джон Зорн и Бакетхэд. Самое смешное, что их троих принято сгребать под односложное понятие "авангард", и, в общем-то, по делу, но ведь он у каждого совершенно по-разному проявляется. Авангард Ласвелла - это электронная музыка. Иногда слишком электронная.

Оригинальный "Invisible Design" явился на свет в 1999 году, аккурат после ухода Ласвелла из Death Cube K - его общего проекта с Бакетхэдом. Тяжело сказать наверняка, связаны ли напрямую эти события, но параллели напрашиваются сами собой - до этого Ласвелл сольно записывал всё что угодно, но не такой "сонный" дремучий эмбиент. Спустя 10 лет он решил вернуться и в Death Cube K, и развить личные наработки, записав "Invisible Design II".

Что же собой представляет новая пластинка Ласвелла, выпущенная, к слову, на легендарном лейбле Джона Зорна Tzadik? Это катехизис для любого басиста, наглядный пример зрелищного и здорового эгоизма. Такую самозабвенную игру на безладовом басу способны демонстрировать лишь мастера самого высшего уровня. На ум приходит сравнение с Майклом Мэнрингом и его фантастическим методом игры с "подстройкой". Если вам никогда не доводилось подобное видеть - поищите в Интернете запись песни "Selene" в исполнении Майкла, впечатляет.

Начинается "Invisible Design II" неожиданно резво: первый трек заставляет настроиться на внимательное и чуткое прослушивание, но уже последующие три - уводят мысли в царство теней и аллюзий, напоминая более светлый вариант Death Cube K. Так бы уснуть и не заметить, как пролетит весь альбом... Но не тут-то было: Ласвелл решил во второй его части намешать нойза и резких искаженных вибраций. Плюс это или минус - решать вам, но, честно говоря, со слушателем обошлись как-то нагловато. Зато очень логично и символично развивается композиция "Gulf of Stars" ("Пучина звезд"), переходящая в "Darkness After" ("Тьма после"). В подобной музыке визуализация и символизм играют определяющую роль: инструментальная гармония имеет смысл, если она говорит красноречивее слов, иначе это - просто бессмысленный набор звуков. Хотя тут палка о двух концах: каждый ведь воспринимает музыку (и не только ее) по-своему.

Минимум инструментария, максимум удовольствия. Спокойная эмбиентная музыка от гения бас-гитары. Любителям расслабиться под звуковое сопровождение рекомендуется.

Neformat.com.ua ©

01. Xtrak
02. Quartz
03. Aphasia
04. Sub Sonnet
05. Solar Clip
06. Iron Monger
07. Fractal
08. Pillar
09. Gulf of Stars
10. Darkness After

24.03.2009