Black Sabbath - 13 (2013)

Реюнион культовых групп прошлого – явление, набравшее обороты с распространением Интернета и желанием молодого поколения ознакомиться с музыкальным наследием их отцов (или, если хотите, старших братьев). По ходу растущего интереса, как к отдельным группам, так и к целым жанрам, всплывали несколько имен, чьи классические составы в свое время подтолкнули развитие современной музыки в ту сторону, в какую она нынче и двигается. Неудивительно, что воссоединение оригинальной бирмингемской четверки Black Sabbath, давшей толчок всем тяжелым жанрам своим дебютным одноименным альбом, выпущенным в феврале 1970го, стало одним из самых главных событий конца прошлого века. Несколько выступлений, концертный альбом и не особо удачные студийные сессии, закончившиеся релизом нового сингла, казалось, навечно поставили крест на дальнейших попытках снова собрать Оззи, Гизера, Тони Йомми и Билла Уорда для совместного творчества. Однако десяток лет и два десятка судебных дел спустя свершилось то, чего ждали тысячи меломанов во всем мире: Black Sabbath объявили о реюнионе в классическом составе, концертном туре и даже новом альбоме, первом в подобной реинкарнации со времен злополучного "Never Say Die!" 1978го года.

Впрочем, если речь заходит о «саббатах» и их полном испытаний существовании, то ничего не могло быть вот так просто. Сперва из состава выпал Билл Уорд, как по юридически-контрактным причинам, так и по состоянию здоровья: по словам Оззи, который сам не сказать, чтобы идеально сохранился, бедняга Билл оклеивал всю свою ударную установку желтыми листочками с подсказками, чтобы не забыть, как играются классические вещи Sabbath. Затем Тони Йомми чуть не пал жертвой недуга, несколько лет назад скосившего второго по легендарности вокалиста группы, Ронни Джеймса Дио. Однако Black Sabbath не были бы Black Sabbath, остановись они на этом: обещанный альбом был придуман, записан и выпущен в рекордные сроки, рекордные не только для таких почтенных джентльменов, но и для современной музыкальной индустрии в принципе. И вот тут назревает главный вопрос, мучающих многих саббатоманов с того момента, как они послушали сей опус, мистически названный "13": а нужен ли был этот релиз?

За то время, которое Black Sabbath классического созыва провели то в развитии сольных карьер, то в судебных дрязгах друг с дружкой, в мире изменилось многое. Порожденный ими гибрид блюз-рока с хард-роком, утяжеленный до безобразия и снабженный оккультными текстами, получил название «дум-метал». Более быстрые треки повлияли как на родивших треш-метал Metallica, так и на развивавших стоунер-рок десятком лет позже Kyuss; а уж сколько коллективов вдохновлялись этими вдохновленными, одному Сатане только известно. В общем, кому казалось, нужны эти ваши Black Sabbath, мы тут себя и с чилл-вейвом отлично чувствуем в свои 2010ые. Тем временем Тони Йомми, нашедший свое призвание в ваянии сотрясающих почву риффов, медитировал в придуманной им же нише и не дул в свой легендарный ус; Оззи валял дурака на телевидении чаще, чем на сцене, остальные тоже без дела вроде не сидели. Но любопытный факт: с тех пор в мире так и не появилось другой подобной группы, способной соперничать с Sabbath по всех их основным козырям, ведь едва появившийся "13" тут же возглавил Billboard, став вторым альбомом группы после выпущенного 42 года назад (!!!) "Paranoid", которому это удалось. Мир соскучился по Sabbath, и они вернулись в своей наилучшей версии, выдав на-гора восемь отличных треков (и пяток неплохих бонусов), которым нашлось бы место на любом из первых пяти альбомов группы.

Конечно, успех альбома зависел не только от химии вновь взаимодействующих элементов, но и от талантливого хамелеона Бреда Уилка (когда вы еще услышите барабанщика Rage Against the Machine, играющего больше по-уордовски, чем сам Билл Уорд?), от собаку съевшего в делах вокальных автотюнов Рика Рубина (впрочем, за слишком модерновую компрессию ваш покорный заставил бы его съесть его собственную бороду!), от целой команды маркетологов лейбла, в конце концов. Но все-таки никакие маркетологи не заставили бы собраться вместе людей, чье суммарное состояние позволяет им купить с потрохами этот ваш лейбл; в основе реюниона Sabbath лежало желание поставить жирную финальную точку, о чем недвусмысленно намекнул в свежайшем интервью Гизер.

И что за прекрасная точка у них вышла, прошу заметить! От первых нот "End of the Beginning" до звуков грозы в коде "Dear Father" вся пластинка прямо-таки пропитана кайфом, полученным четверкой в ходе совместного музицирования. Особенно это заметно на наименее форматном треке альбома, 7-минутном тяжелом блюзе "Damaged Soul": вот уж какая песня точно родилась из джема! Black Sabbath впервые так явно копают в свои самые ранние инфлюенсы, и от этого "Damaged Soul" звучит честнее остальных треков, в которых нет-нет да угадываются их более именитые прототипы. Нет, никто не обвиняет группу в намеренном самоплагиате: все-таки нельзя в 65 лет начать играть босса-нову, если всю жизнь до этого играл мрачные атональные риффы. Поэтому если кому-то кода 9-минутной "God is Dead?" напоминает классическую "Hole in the Sky", а "Zeitgeist" если не содержанием, то уж точно формой приходится братом-близнецом "Planet Caravan", не спешите сразу занимать обвинительную позицию. В конце концов, Оззи весьма точно выразил позицию группы в самом роковом треке альбома "Live Forever": "I don't wanna live forever, but I don't wanna die". Вот так они и зависли пока, полубоги-полусмертные, между Легендой и неутешительными диагнозами, между верхушками хит-парадов и зыбучими песками собственного прошлого, между контрактными обязательствами с шестизначными суммами и простым желанием оттянуться напоследок так, чтобы Рогатому там стало жарко. Так что если даже "13" и не был нужен, то он уж точно был необходим – как минимум для того, чтобы виртуально примоститься где-то между "Vol.IV" и "Sabbath Bloody Sabbath" в фонотеке каждого уважающегося себя поклонника Black Sabbath.

Neformat.com.ua ©

01. End of the Beginning
02. God Is Dead?
03. Loner
04. Zeitgeist
05. Age of Reason
06. Live Forever
07. Damaged Soul
08. Dear Father
Bonus tracks:
09. Methademic
10. Peace of Mind
11. Pariah
12. Na?vet? in Black

10.06.2013