Ildverden – Темніч чорна йде за мною (2015)

Как гласит официальный пресс-релиз альбома Темніч чорна йде за мною от издателя, коим является российский лейбл Satanath Records, Ildverden – это «первая украиноязычная блэк-метал-группа из Крыма». Интересно, что группу составляет музыкант-одиночка, известный под псевдонимом Kvolkaldur, а украиноязычной она стала совсем недавно: записанные до злосчастного 2013 года альбомы Ildverden (2007) и Path to Eternal Frost and Fire (2008) содержат исключительно англоязычную лирику. Разница проявляется не только в языковом вопросе – если раньше проект был сугубо языческим, то на предыдущем альбоме Де хмари плачуть... (2014) Ildverden начал использовать украинскую поэзию, в частности стихи Тараса Шевченко и Леси Украинки, как это делают харьковчане Drudkh и некоторые другие отечественные блэк-метал-группы. Темніч чорна йде за мною, в свою очередь, содержит оригинальную лирику авторства Kvolkaldur'а, однако к украинскому языку симферопольца есть вопросы: почему «Темна далич завіхрить», если должно быть «Темна далеч завихрить»? Конечно, орфографические ошибки можно простить, особенно жителю Крыма, который наперекор всем обстоятельствам старается поддерживать украинскую культуру... Но раз уж украинский язык является таким важным элементом всего концепта, то стоило бы уделить больше внимания его чистоте.
 
Пожалуй, первое, с чем ассоциируется Ildverden – это Ildjarn, сольный проект Видара Воэра, который считается одним из «первородных» столпов норвежского блэк-метала. Между ними действительно много общего: «сырая» запись, немногочисленные, простые и абразивные риффы, вклинивание эмбиента – фактически разница лишь в том, что вокал Kvolkaldur'а, представляющий собой злобное рычание, более членоразделен, а общий темп его музыки чуточку ниже. В качестве сравнения еще можно вспомнить житомирский one-man band Лютомысл – он имеет схожие аранжировки и несет аналогичный эмоциональный заряд. Вокал Kvolkaldur'а необычен: он то отдаляется, то приближается, срывается, заглушается... Нарочитый непрофессионализм в данном случае кажется вполне уместным, а то, что все слова можно без труда расслышать – только добавляет плюсов.
 
Самой грандиозной композицией Темніч чорна йде за мною является «срединный» 20-минутный эпос Прорікання Вельви. Он начинается манерным синтом под аккомпанемент раската молний и дождя в лесной чаще, уступающим место скорострельным бластбитам, которые также неожиданно замолкают, как и появляются. Практически все время темп будет продолжать скакать, словно бык на родео. Пожалуй, стоит еще отметить тот самый трек Темна далич завіхрить, который подвергся обструкции за орфографические ошибки. На самом деле он один из лучших на альбоме – его странная эмоциональность завораживает, вводит в прострацию; из гнетущего ступора вырывает только невесть откуда взявшийся под конец трека волчий вой. В целом, у Ildverden получился довольно странный релиз. Вроде бы сырой и любительский, но цепляющий своей непохожестью на вышколенные порождения профессиональных студий, где теряется дух DIY. В этом плане Темніч чорна йде за мною наверняка оценят те, кто любит в музыке не столько мастерство и техническое совершенство, сколько непреодолимое стремление выражать свои чувства, идеи, фантазии, жизненную позицию, что в общем-то у Ildverden получается отлично.
 
Neformat.com.ua ©
1. Очі мертвої луни
2. Темна далич завіхрить
3. Прорікання Вельви
4. Темніч чорна йде за мною
5. Спалах блискавок в очах

13.10.2015