Matthew Parmenter - Horror Express (2008)

Как-то так сложилось, что большая часть меломанов при словах "прог" и "прогрессив-рок" морщатся и закатывают глаза - ну конечно, музыка для музыкантов, соревнования на скорость и навороченность, отсутствие содержания и превалирование формы, бездушная техничность вместо эмоций и души, и так далее, и тому подобное. Часто подобные умозаключения относительно всего жанра (а это тысячи разнообразнейших групп!) сделаны на основе пары дисков Dream Theater или услышанных в детстве с папиной бобины альбомов Yes. На самом деле "прог-" часто свидетельствует не столько о сложности/навороченности музыкального материала, сколько о его нетривиальности, отличии от общепринятых норм и клише. При этом наличие 20-минутных эпиков, сыгранных матерыми профессионалами, репетирующими, кажется, даже во время сна, вовсе не обязательно - вот возьмем, для примера, того же Мэттью Парментера.

История Мэттью как соло-артиста начинается с распада его группы Discipline. (даже не распада, а, как сейчас модно говорить, "длительного творческого отпуска"), где он был основной движущей силой: пел, играл на клавишных, гитаре, скрипке, саксофоне, и, самое главное, сочинял практически весь материал. Катастрофически недооцененные и часто неизвестные даже любителям прога 90-х, Discipline. (именно так, с точкой в конце, чтоб не путать со стрит-панковой европейской группой Discipline) умело смешивали творческое наследие Van Der Graaf Generator, Genesis и King Crimson, а ежепесенно меняющий наряды Мэттью с толстым слоем грима на лице всячески обыгрывал перипетии героев своих композиций. На фоне общего спада интереса к прог-ревайвлу 90х Discipline. потихоньку свернули свою деятельность, а Мэттью в 2004-м выпустил свой первый сольник - набор грустных песен в singer-songwriter'овском духе, где прог присутствовал скорее в духе незримого призрака. Прошлогодний "Horror Express", в принципе, получился в том же ключе.

Итак, возрадуйтесь - прог с человеческим лицом! Не без инструментальных наворотов (как в "The Cutting Room" или "Kaiju"), но больше именно с песенной основой. Почти готическая "In the Dark" (чем-то неуловимо похожая на "Now" с первого сольника Мэттью) открывает диск, демонстрируя любовь автора к вычурным аранжировкам, где правит бал мрачное фортепиано и лишь иногда на передний план выходят гитара или скрипка. 10-минутная "Polly New" является, пожалуй, единственным незавуалированным приветом прогрессив-року на диске, остальные же вещи больше наполнены клаустрофобической психоделией, духом психофолка, атмосферой песенного театра... И если уж вам так захочется найти аналогии с творчеством Мэттью в мире прога и арт-рока, то слушайте Питера Хэммила (его влияние особенно ощущается в "All Done", потрясающей вещи, в какой-то мере подводящей итог всему альбому), очень близко!

Что еще добавить - если вы готовы к разрушению шаблонов, если вам интересно послушать песенный прог с атмосферой дарк-кабаре, если вам по душе материал Discipine. (которые, кстати, восстали из пепла и грозятся разродиться новым альбомом в грядущем году), то пропускать этот альбом нежелательно. Более того, данное пожелание действует для всех, читающих эту рецензию, так что вперед, смелее, к новым горизонтам! Жду ваших впечатлений.

Neformat.com.ua ©

01. In The Dark
02. O Cesare
03. Escape Into The Future
04. Kaiju (Instrumental)
05. Snug Bottom Flute And Starveling (Instrumental)
06. Golden Child
07. Monsters From The ID
08. Polly New
09. All Done (Horror Express)
10. The Cutting Room (Instrumental)

13.05.2008