Nooit — OA-I (2018)
Как же давно последний раз случались перегрузы! Уже далек тот момент в памяти, когда текст и звук в своей шумовой составляющей нападали на мозг и захватывали его в клещи. Вероятность, что они разожмутся при знакомстве с проектом Nooit, весьма мала.
Давно на родных просторах не появлялось шумного индастриала с текстовой подачей на украинском языке. Данный проект как раз тот случай. Его альбом "OA-I" представляет из себя 6 звуковых пьес с массой перегруженных частот и выкрученных регуляторов. В классическом, неиспорченном виде старый добрый нойз и должен так подаваться.
В меню с ним других рецептов раньше не было. Кричащий лозунги вокал, напряженная атмосфера, местами милитаризированный окрас, местами покрыт мистикой. В случае с Nooit есть что-то личное и не каждому понятное. Есть послание, скрытое в самом голосе, а не в шуме. И то ли это подтекст, то ли сочетание букв в строчках, то ли символизм во фразах и оборотах — поди разбери. Автор явно что-то задумал.
На просторах бэндкемпа в его территориальной принадлежности стоит просто Украина. Но, по звучанию, подаче и прочим признакам очень похоже, что звуки исходят с западной части нашей необъятной и наполненной пост-индустриальными шумами Родине. Об этом можно судить из-за схожести саунда с ранними Яковъ Эц, Stalag 328 и ZSUF. С восточной стороны раньше неслись более танцевально-металлические ритмы этого куска экспериментальной эстрады.
Проект можно было бы сравнить с тем самым Whitehouse, но не выйдет. Вокалист Nooit не оскорбляет каждого слушателя так открыто и нагло, как это делал Уильям Беннетт. Желания набить морду от звуков перегруза частот и криков не возникает. А с английским коллегой украинского проекта это происходило постоянно. Но, и те и те играют power electronics (по крайней мере у Nooit это стоит в тегах), а это одна из самых экстремальных ветвей направления.
Также можно провести параллели с Suicide, но только по ритмике шумов на фоне вокального повествования. Привязываться к смыслу и общей концепции будет сложно. Американцы Алан Вега и Мартин Рев говорили о других вещах. Да и смысл всех этих сравнений, если в проекте отчетливо слышна самодостаточность? Этот альбом нуждается в комментариях только в плане того, почему все песни называются OA+номер композиции. Но, в этом тоже может быть свой тайный смысл.
Идея захватить чужое сознание, голову, мозг, внимание и прикрутить тисками удалась. Такая музыка всегда заставляет задуматься. Некоторых она пугает. Но есть рецепт, как ее не бояться — перестать думать о рамках, в которых может звучать любое звуковое произведение. Трек не обязан нравится, если его делает художник.
Такой пласт людей не обязан ничего бояться и тем более отчитываться. Его предназначение - выходить за грань и творить недозволенное. Не только акционизм или фотография должны возмущать. Подобным индикатором вполне может выступить музыка. Важно помнить, что она также может вызывать человеческие эмоции, как и любой другой внутренний и внешний раздражитель.
Домашние или соседи вот могут не понять пару выкрученных сверх нормы децибел с Nooit, но они и не обязаны. Их никто не заставляет. Для любителей жанра альбом вполне соответствует занимаемой нише, для начинающих — это неплохой актуальный релиз, с которого можно начать знакомство с молодой украинской нойз-сценой. Для искушенных эстетов… Им всегда все не так будет, так как уже все было.
Как всегда — интересно послушать следующий альбом. Если это, конечно, не разовый проект. Тогда наступит ясность — зачем это все, всерьез ли этот перегруз не только по частотам, а может и планка взята слишком высокая в виде смысловой нагрузки и лозунгов. Подход концептуальный, захват нормальный. Время потрачено не зря. Неподготовленным запастись анальгином от или для головы.
1. OA01 04:42
2. OA02 06:39
3. OA03 03:53
4. OA04 05:57
5. OA05 03:52
6. OA06 04:34