Opeth - Heritage (2011)
Как известно, любой сюрприз должен быть подготовлен заранее. Микаэль Окерфельдт, фронтмэн шведского коллектива Opeth, мог бы, думаю, написать книгу об искусстве подготовки сюрпризов. Посудите сами: информация о том, что юбилейный десятый альбом группы будет, мягко говоря, отличаться от всех остальных, появилась в Сети более чем за год до релиза, и чем меньше времени оставалось до выхода “Heritage”, тем понятнее становилось, какой именно будет новая работа скандинавов. Собственно, еще по закрывающему предыдущий альбом “Watershed” треку “Hex Omega” становилось понятно, что Окер, как главный автор материала Opeth, наконец-то намерен в полную силу продемонстрировать глубину своей неразделенной любви к прогрессив-року 70х.
Еще будучи юным металлистом, Микаэль проникся папиными пластинками британцев Camel и Comus (недавний реюнион последних, кстати, по слухам, на 66,6% заслуга именно Окерфельдта). Его попытки привнести элементы музыки своих вдохновителей в изначально дэз-металическое рубилово Opeth, привели к тому, что уже дебютный альбом группы ввел критиков в ступор: что это? Прогрессив-метал с гроулом? Техно-дэз с упором на мелодику, а не техничность? Арт-рок, сыгранный фанатам At The Gates и Death? Дальнейший прогресс Opeth как музыкантов, и особенно, Микаэля как композитора, подарили фанатам коллектива (да и нетривиальной тяжелой музыки в целом), пожалуй, три лучших альбома группы: мощный “Blackwater Park” (2001), акустический “Damnation” (2003) и сочетание наиболее выигрышных сторон двух предыдущих релизов, концептуальный “Ghost Reveries” (2005). После такого альбома попросту бессмысленно сказать что-то новое на почве подобной музыки, и уже на следующем вышеупомянутом “Watershed” (2008) появились элементы, разработкой которых Микаэль и его сотоварищи вплотную занялись на “Heritage”… Итак, чем же так необычен этот альбом?
Большую часть материала Микаэль сочинил на фортепиано или акустической гитаре. Здесь нет гроула. Здесь отсутствует «metal» саунд-продюсинг, звук не пережат до безобразия, как это обычно бывает. Здесь нет полудюжины 10-минутных прог-метал-эпиков, как это обычно бывает на альбомах Opeth, большая часть треков имеет простую песенную основу. Да что там еще говорить, если почти во всех треках драммер играет щетками! Понятное дело, что при таких изменениях формы, содержание также ощутимо мутировало: например, композиция “Nepenthe”, начинающаяся в духе «Dire Straits каверят поздних Talk Talk», ближе к середине выливается в самый настоящий джаз-роковый джэм на фанковой основе! Основной сингл альбома (если в таком альбоме могут быть синглы!), будоражащая воображение “The Devil’s Orchard” радует язвительным текстом и почти фрипповскими гитарными пассажами, которые задают тон и настроение всей записи в целом. Полуакустическая “I Feel The Dark” является, пожалуй, действительно самой мрачной песней на альбоме, а ее насыщенная клавишными инструментами аранжировка недвусмысленно намекает на то, что со скандинавским прогом Opeth роднит не только географическое расположение (этот характерный почерк, впрочем, заметен почти в каждом треке пластинки). Но не все так гладко: где-то в районе второй стороны альбом начинает ощутимо проседать. В частности, самые продолжительные треки релиза, 8-минутные “Famine” и “Folklore”, можно смело обвинить в отсутствии целостности, они будто сшиты из отдельных лоскутов, и швы слышны невооруженным ухом. Да и в целом на альбоме не хватает хитов, но это и неудивительно, при такой-то смене вектора!
Итак, кошмар всех метал-фэнов Opeth стал явью, Окерфельдт все-таки родил вдохновленный джаз- и прог-роком и спродюсированный бессменным Стивеном Уилсоном антиметал-альбом. Нельзя считать сей эксперимент стопроцентно удачным, но и провальным его назвать сложно: как и в любом эксперименте, во главу угла здесь ставится процесс, а не результат. Как “Watershed” был промежуточным этапом между прог-металом и арт-роком, так “Heritage” может стать ступенькой окончательного отхода коллектива от метал-корней…но станет ли? К счастью, группу и ее фронтмэна отнюдь не мучает синдром Ричи Блэкмора, ненавидящего свое рок-прошлое, и старые свои композиции Opeth играют с завидной регулярностью и нескрываемым удовольствием. Да и фраза Микаэля «Я всегда хотел сделать подобный альбом» наводит на определенные домыслы – хотел, сделал, и все, обратно к гроулу и 10-минутным эпикам?
“Heritage” ставит скандинавов в интересное положение, где вполне логичный отход к традиционному для них материалу может расцениваться как капитуляция, а продолжение прог-фолк-джазовой линии – как затянувшийся, а оттого уже неинтересный, эксперимент. Идеальным выходом было бы объединение лучших элементов этих двух крайностей, как уже однажды случилось на “Ghost Reveries”, но пока гадать, что будет дальше, нет никакого смысла. На данный момент, мы имеем амбициозный и непростой альбом, со своими плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами, а оттого еще более живой и настоящий, как близкий человек, которому вы можете простить многие недостатки за его уникальные достоинства. Лучший альбом Opeth? Ну это вряд ли. Один из лучших альбомов года? А вот тут не поспоришь!
01. Heritage
02. The Devil's Orchard
03. I Feel The Dark
04. Slither
05. Nepenthe
06. H?xprocess
07. Famine
08. The Lines In My Hand
09. Folklore
10. Marrow Of The Earth