Univers Zero - Clivages (2010)
Бельгийская "Вселенная Ноль" вот уже болем 35 лет пугает тысячи меломанов по всему миров. Будучи одним из столпов RIO ("рока в оппозиции") и авангардной музыки вообще, они начали свою деятельность в середине 70х, выпустив, среди прочих, такие шедевры чамбер-рока как "Heresie" и "1313" (дебютный альбом). В середине 80-х группа свернула свою деятельность, но вернулась под занавес Миллениума с новым альбомом "The Hard Quest". Большинство поклонников отметили ушедшую мрачность и ненатурально выпяченную псевдосимфоническую атональность - дескать, смотри, Стравинский, куда мы пришли по твоей тропке! Градус мелодичности изменялся от работы к работе, но на обещанный в самом начале 2010-го альбом возлагались самые большие надежды - сами "юниверсовцы" утверждали, что он получился наиболее роковым и мрачным, в духе их ранних работ. Но мода на возвращение к корням вышла для них боком, о чем и пойдет речь ниже.
Если проводить параллели музыки Univers Zero с кинематографом, то мы неизбежно всплывем в мутных водах хоррора. Ранние альбомы бельгийцев - самый настоящий отклик на европейские фильмы ужасов 70-х годов, с их наивными спецэффектами и часто слабыми сценариями, но по-настоящему страшными моментами. Чего стоит один детский хор в "Омене"! А девочка в "Экзорцисте"? Про легендарных Фредди, Джейсона и компанию умолчу, тут и так все понятно. Сейчас же, когда моду диктует американский мейнстримовый кинематограф с его римейками, горами мейнстримовой продукции и силиконовыми актерами/актрисами, хоррор потихоньку деградирует как жанр. К сожалению, то же самое можно сказать и о новом альбоме Univers Zero. Он ненастоящий. Он как средней руки ужастик, снятый для телевизионного показа: все страшные моменты скрыты, проевшие плешь клише лезут изо всех щелей, а конец легко предсказуем еще на начальных титрах. Бельгийцы тут словно ветераны киноиндустрии после десятка пластических операций, которым дали второй шанс: очень стараются, а выходит все равно нечестно. Даже не так: выходит НЕСТРАШНО. Все так гладко и утонченно, что аж неприятно. Где рычащие виолончели? Где охающие духовые? Где утробное фортепиано, когда-то звучавшее как переваливающийся с ноги на ногу неуклюжий толстый монстр? Где хотя бы композиторский гений коллектива; неужели из быстрого и неуловимого убийцы из слэшеров он превратился в рыхлого апатичного трэшевого тролля с обложки "Clivages"? Не уверен, что получу ответы на эти вопросы: "юниверсы" вряд ли услышат их с высоты своего трона легенд авангардной музыки.
Местами альбом звучит как саундтрек к голливудскому мультику 50-летней давности: пафосно, ненатурально и плоско. Местами он довольно свеж и даже чуть-чуть гениален: в 12-минутной "Warrior" и 15-минутной "Straight Edge" (нет, это не кавер на Minor Threat, расслабьтесь) даже слышится старый добрый (т.е. старый недобрый) Зиро, а коротенькая "Earth Scream" одним махом дает прикурить многим этим вашим дроун-гуру. И все же результат почти шестилетних трудов коллектива никак не назовешь гениальным, это скорее хорошее исполнение по старым черновикам, чем гениальное в своей спонтанности и яркости сочинение. Новичкам оно, возможно, придется по вкусу, а вот будут ли довольны давние фанаты бельгийских мастеров звукового хоррора - это еще вопрос. Римейки тоже надо уметь делать.
01. Les Kobolds
02. Warrior
03. Vacillements
04. Earth Scream
05. Soubresauts
06. Apesanteur
07. Three Days
08. Straight Edge
09. Retour de Foire
10. Les Cercles d'Horus