Как слушать джаз. Субъективное пособие одного журналиста
ХХ век прославился своим научно-техническим и культурным рывком. Цивилизация шагнула так резво и дерзко, что это не могло не отразиться на культуре. Одним из показательных изобретений в звуковом плане стал джаз. Ему много кто обязан гармониями, размерами, новыми стилями и видением музыкальной грамоты. В конце концов, стандарты этой музыки — это тема для целых диссертаций!
Но, далеко не все слушают это направление. Причем необязательно из-за того, что не идет или не нравится, часть меломанов просто не знает с какой стороны подойти к этому жанру.
На своем примере я попробую объяснить, как это происходило в моей жизни, с чего стоит начинать и куда это все может привести. Только сразу поправлюсь, что задачи писать универсальное пособие "Как слушать джаз" не стояло. Возникла идея просто поделиться опытом.
Глава I "Как вступить в клуб любителей"
Рано или поздно к каждому любопытному слушателю приходит осознание того, а куда может еще дальше шагнуть человеческий ум и где предел всех этих звуковых гармоний. Для такого познания есть миллион путей, один из которых музыка 1910-х годов, изобретенная в Новом Свете.
У любителя всяческого андера, коих на этом ресурсе много, есть два пути: прийти в джаз через металл или же прийти в него с парадного входа — через классику или электронщину. Каждому свое. Для первого случая есть команды типа Cynic, Atheist, Sadist etc. Иногда то, что делают эти команды, называют techno death. В их творчестве много навороченных размеров и странных гармоний, которые сочетаются с дисторшном.
Отдельным особняком стоят шизики типа Udus, Zu, Psychofagist, но о них чуть-чуть ниже.
Для второго случая, где есть парадная дверь, можно начать с Дюка Эллингтона, Дэйва Брубека или же включить нежный acid-jazz из 1990-х, где есть дудки и электронщина. Классика может просто сразу не зайти по ряду причин: качество звука, актуальность мелодии и подсознательный пунктик, что "оно очень старое, а я не такой".
Глава II "А что же бывает еще"
После прохождения первого этапа у любопытного слушателя может начаться поиск по теме. И далее открываются страшные горизонты событий и появляется отдельный мир. В моем случае это было сопряжено с экспериментальной сценой и ломанными размерами. Все это звучало в первое время странно, конечно, по-новому, свежо и, порой, отталкивающе.
Любопытство может привести к нью-йоркскому шизоидному авангарду, которым верховодит Джон Зорн. На торрентах есть его дискография в MP3-формате на почти 23 Гигабайта — есть о чем призадуматься. Среди невинных его вещей присутствуют проект еврейской музыки Masada, он пишет музыку к кино и принимает участие в абсурд-фьюжн авангардном проекте с Майком Паттоном - Mr. Bungle. Вообще, все, что делает Зорн — это авангард.
И два перечисленных выше коллектива — не самое зубодробильное или шизоидное, что у него есть. Например, в свое время совместно с Биллом Ласвеллом (например, Buckethead) и Миком Харрисом (например, Napalm Death) они придумали джаз-грайндкор. Как раз для тех, кому не хватает острых какофонических ощущений.
К подобной музыке приходишь, когда уже совсем понял все гармонии и можешь в любой момент спросонья "суммертуме" на саксофоне исполнить нота-в-ноту. И это уже за пределами чего-то человечного. Да, джаз иногда бывает циничным по отношению к слушателю.
Как и с первой главой — в поисках своего течения жанра есть два пути — легкий и дурной. Про второй уже немного есть. А с легким все нежнее и мягче — существует не только acid-jazz (кстати, пионеры индастриал-сцены 23 Skidoo тоже упражнялись в этом направлении, когда это еще не было гольфстримом).
Человечество придумало для ленивых, вальяжных, расслабленных и вычурных музыку лаунж (от слова "диван"). Вот тут можно ознакомиться с предметом этого материала в фоновом и ненапряжном режиме. Для таких познаний существую группы типа De-Phazz и Combustible Edison (кто смотрел фильм "Четыре комнаты"?) и специально разработанные сборники "Café del Mar" прямиком с Ибицы.
Также, есть еще одно профильное направление для фона и хорошего настроения — это easy listening. Но там в меню подается в ассортименте не только джаз, а и масса ретро плюс могут быть электронные потычки.
Глава III "Куда это может все привести"
У сознания и его зеркального спутника подсознания пределы неисчерпаемы. Джаз — один из тех звуковых инструментов, которые помогают расширить кругозор и попытаться понять, куда может зайти человек в своих музыкальных экспериментах, есть ли где-то предел. Джон Зорн сотоварищи к этому пришел, как и пришли его итальянские коллеги — совсем некоммерческие проекты типа Psychofagist, Acoustic Ladyland, TrioVD, Brain Tentacles etc. И это уже будет jazzcore — этот суффикс не мог пройти мимо такого разнообразного жанра!
Минимал тоже джаз не мог обойти стороной — в Швейцарии очень любят это направлении, например, группа Plaistow или Nik Bärtsch.
Кстати, пост-джаза еще не придумали. Ну разве что дарк-джаз или эмбиент-джаз, но это не после-направление, а просто очередная ветка с кучей станций, только по ней поезда очень медленно ездят и всегда густой туман. К представителям этой малой сцены тоже кто-то может прийти. Но постепенно. Там свои следы оставили в разное время Майлз Дэвис и Анджело Бадаламенти.
Сейчас немецкие Bohren & der Club of Gore и французские Dale Cooper Quartet & the Dictaphones нормально задают тон малопопулярному в массах движению. Кстати, большинство музыкантов, играющих в этом нуар-направлении, выходцы из тяжелой сцены.
Если все-таки джаз зашел в массе своих проявлений, то поиски чего-то нового или странного обязательно приведут к приставке фри-. И вот тут тоже непаханое поле исполнителей. В манере свободной игры сейчас кто только не изгаляется и какие только сочетания стилей и приемов в ней не встретишь — от фьюжна и этники до тяжелой гитары и японского нойза.
Отдельный разговор вообще нужно вести о скандинавском джазе. Музыканты из северных стран породили свое холодное течение, которое сложно с чем-то спутать.
Глава IV "Что из родного может стать горячо любимым"
Украина изобилует количеством талантливых музыкантов по теме джаза. А еще в нашей стране достаточно экспериментаторов, у которых крыша поехала в правильном направлении. Например, у басиста Океана Ельзи Дениса Дудко есть свой сольный проект Upside 3 и это качественный free-jazz во всей своей импровизационной красе.
Среди прогрессивных, перспективных и гремящих не только на родных просторах, можно также выделить харьковский Acoustic Quartet, музыканты которого тонко умеют подавать сложные вещи. Причем делают они это так, что не давит на уши и голову чрезмерной замудренностью.
Проекты ТНМК из прошлого десятилетия со Схід Side также достойны внимания. И вообще, если порыться в списках Jazz Koktebel прошлых лет, до 2014 года, то можно открыть много интересного и украинского.
Отдельную нишу во всем этом списке занимает Сон Совы, которые делают большой акцент на перформанс и визуальную составляющую. То они глухонемой черно-белый мультфильм студии Довженко озвучат, то саундтрек к танцевальной постановке напишут, а то и вовсе "Щедрика" сыграют в какой-то вариации шизопсихов. Что поделаешь — авангард.
Глава V "Итоги выбора"
"Музыка, которую ты хочешь извлечь из себя, зазвучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине". Шакьямуни.
При таком биологическом разнообразии форм может возникнуть растерянность. Но это только на первый взгляд. В моем случае сыграл эпиграф этой главы, то есть принцип "золотой середины". По вторникам на всю играет Fredrik Thordendal's Special Defects, по четвергам Portico Quartet, по субботам Antonio Carlos Jobim, а по воскресеньям Nils Petter Molvær. Понедельник и среда — выходные дни.
Ирония, на самом деле — вся музыка заходит по настроению, так как это палитра ваших эмоций. И сегодня может быть настроение на свинг 1950-х, а завтра на фанк 1970-х. And it's all about jazz.