Asphyx - Death... The Brutal Way (2009)
Отношение к голландскому Asphyx на просторах постсоветского пространства у металических меломанов несколько двоякое. Одни считают его европейским столпом death metal и одной из тех групп, которыми старушка Европа ответила американцам. Другие же вообще с трудом их вспоминают - с ними говорить о значительной роли голландцев в мировом death metal бесполезно, для них это группа второго эшелона. Истина, как всегда, находится где-то посередине - называть Asphyx столпом направления как-то чересчур громко, но и на вторых ролях группа не была. Без сомнения, очень крепкая европейская команда, которая в 90-е годы славилась собственным лицом и оригинальными формами подачи материала.
А группа вообще-то очень старая - начинали Asphyx в далёком 1987-м исполнением очень сырого прямолинейного death metal. Вполне возможно, что они долго бы ещё занимались бесконечной записью демо-материала и игрой в голландских клубах, если бы в 1990 году в Asphyx не пришёл из Pestilence басист/вокалист Мартин ванн Друнен (Martin van Drunen). Его имя было на слуху в металических тусовках - в 1989-м в составе Pestilence он принял участие в записи убойного "Consuming Impulse", взорвавшего метал-аудиторию новой на тот момент и жестокой смесью сырого прямолинейного thrash/death metal. Как бы там ни было, Мартин оказался в Asphyx, и очень быстро был подписан контракт с Century Media Records. Именно в этой студии в 1991-м и был записан дебютный альбом "The Rack".
Бюджет альбома был мизерный - по этой причине (а также преднамеренно) звук альбома был сырым, а материал несколько примитивным. Но на слушателя обрушивался тяжеленный звуковой пресс. Темп композиций, экстремально медленный, гармонично перемежался со среднетемповыми отрезками, лишь изредка ускоряясь. На фоне этого многотонного неповоротливого катка воздух разрывал надрывный жестокий вокал Мартина. "The Rack" оказался очень свежей и интересной работой. Об Asphyx заговорили в металических кругах, последовал европейский тур в компании с Entombed. А после, ещё один тур - с Bolt Thrower и Benediction.
В 1993-м Asphyx записали альбом "Last One On Earth", на котором, проверенные на "The Rack", манера и формы подачи материала были дополнены более качественной записью, что несколько снизило первобытную ярость композиций. После чего ван Друнен ушёл, оказавшись в Bolt Thrower. Весь дальнейший период истории Asphyx после "Last One On Earth" характеризовался постоянными сменами состава, распадами и реюнионами. Тем не менее, это не мешало голландцам выпускать крепкие работы, встречавшие тёплые отзывы до тех пор, пока, наконец, в 2000-м распад не произошёл, казалось, всерьёз и надолго...
Но так получилось, что теперешняя волна реюнионов на волне возрождения интереса к классическому death metal коснулась и Asphyx. Разговоры о возможном воссоединении голландцев велись долго. В январе 2007-го это случилось. От оригинального состава осталось всего лишь двое: оставивший бас-гитару вокалист Мартин и ударник Боб Багхус (Bob Bagchus). А 22 июня 2009 года увидел свет полноформатный "Death... The Brutal Way".
Я не зря так глубоко коснулся в обзоре эпохи ванн Друнена и двух первых альбомов Asphyx. Конечно, группу серьёзно "покачало" после 1993 года, и это не негатив, а скорее индивидуальная расстановка акцентов музыкантами на каждой из работ. Но новый альбом символизирует именно возврат к "корням". Это связано не только с возвратом Мартина. Вернулась атмосфера, музыкальный дух и форма материала, сыгранного, правда, по-новому. Это вновь тот же сокрушающий doom/death metal или, если так угодно, замедленный death metal, который мы слышали на ранних альбомах группы. Анонсируя "Death... The Brutal Way", участники Asphyx обещали быстрый и сногсшибательный материал. Скорости здесь предостаточно, но и столь любимых грузящих замедлений тоже. Впечатления от прослушивания альбома сравнимы с проехавшимся многотонный танком в сопровождении тяжелой громоподобной канонады орудий. А тяжёленный звук гитар втаптывает всё живое на земле. И всё это безумие сдобрено фирменной мрачной атмосферой, словно стук крышек гробов прорывается сквозь звуковую стену.
Однако нельзя не отметить и нововведения. Они касаются некоторой модернизации звука - он стал более объемным и широким. В нём нашлось место не только для тяжелой ярости, но и для ясных и доступных мелодических рисунков. Риффы разнообразные и запоминающиеся. Ритм-секция производит монолитное впечатление и выше всяких похвал. Голос Мартина нисколько не изменился и его работа традиционна хороша.
Новая работа Asphyx оправдала самые смелые ожидания - мы получили очень достойный материал, сыгранный на высочайшем уровне. Ортодоксы, конечно, не услышат здесь второй "The Rack", но был ли в этом смысл? Новый альбом интересен именно в своём гармоничном и интересном сплаве классики и современного видения стиля.
01. Scorbutics
02. The Herald
03. Bloodswamp
04. Death The Brutal Way
05. Asphyx II (They Died As They Marched)
06. Eisenbahnmorser
07. Black Hole Storm
08. Riflegun Redeemer
09. Cape Horn
10. The Saw, The Torture, The Pain