Kиевские рок-альбомы 80-90-х годов: ТОП 10

Украинский андеграунд имеет долгую историю, уходящую корнями во времена УССР. Десятки самобытных коллективов играли самые разные стили рока: от прогрессивного до экспериментального. Давайте вернемся на десятки лет назад и вспомним киевские советские и украинские группы 80-90-ых годов, которые внесли неоценимый вклад в развитие отечественной альтернативной музыкальной сцены.

Цукор біла смерть — Манірна музика

Коллектив "Цукор біла смерть" появился в 1988 году. Его фронтвумен была Светлана Охрименко. До появления команды играла с виолончелисткой Тамилой Мазур. Потом к ним присоединились гитарист Евгений Таран и пианист Александр Кохановский. Группа зарекомендовала себя в таких стилях, как етно-фолк, авант-фолк, авант-рок, арт-рок и готика. Отличалась она от остальных ярким женским вокалом, бессмысленными, но забавными текстами, а также миксом средневековых и современных музыкальных мотивов.

Сборник "Манірна музика" вышел в 1990 году. В него вошли суммарно 9 треков из альбомов: "Венера З Довгою Шиєю", "Нові Пестунчики" та "Рододендрони". Он отлично демонстрирует всю многогранность творчества Цукор біла смерть. Композиции сборника отсылает слушателя к академическому авангарду и фри-джазу. В них присутствует и эмбиент, и сайкоделика. Несмотря на то, что взяты они из разных альбомов, каждый из них является главой одного романа. Невозможно понять трек, не прослушав предыдущий. "Манірна музика" проецирует в сознании фантасмагорические образы, вызывает романтические, а иногда и тревожные чувства.

Раббота ХО — Гадкие лебеди

Изначально группа Раббота ХО носила назву "Вавилон" и появилась в 1987 году. В неё вошли: Сергей Попович (гитар, вокала), Костянтин Довженко (барабаны), Игор Грановский (клавишные) и Юрий Михайличенко (бас-гитара). После выступления на фестивале "Молодіжне перехрестя", коллектив сменил название на Раббота ХО. Михайличенко покинул группу после ребрендинга. В 1990 году из состава выходит Грановский, на его место прибывает басист Николай Игнатенко, а ударника Довженко со временем заменяет Дмитрий Пидлуцкий.

Альбом "Гадкие лебеди" 1995 года является записью последнего официального концерта группы в клубе "Барвы". Тогда Сергей Попович вместе с другом Виктором Пушкарем играли, используя плейбэк из записанных раннее барабанов и баса. Можно сказать, что "Гадкие лебеди" — результат творческих поисков Поповича. Этот альбом стал ярким образцом киевского пост-панка. На прямолинейный ритм ложились минималистичные искаженные эффектами гитарные риффы. Что заставляет вспомнить о The Cure, The Smiths и о других корифеях жанра.

Ivanov Down — Best Urban Technical Noises

Эта, без преувеличения будет сказано, уникальная киевская команда увидела свет в 1990 году благодаря коллаборации Алексея "Макета" Дегтяра (гитара, вокал), Алексея Салихова (бас-гитара) и Владимира Федюшина (барабаны).

Название альбома "Best Urban Technical Noises" говорит само за себя. Это нойз-рок в лучшем своем проявлении. Исполнители не забивали себе голову мелодичностью и поэтикой. Ivanov Down стали украинским Throbbing Gristles и Psychic TV. Атональные аккорды смешивались с индустриальным шумом, добываемым из электрогитар. Полиритмические рисунки не позволяли слушателю ухватиться за фрагмент, постоянно разрушая привычную музыкальную картину. Звук раскрывался цветком, распадался, превращался в хаос, чтобы вновь собраться воедино. 

Выступления Ivanov Down напоминали шаманские ритуалы, Алексей Дегтяр бесновался на сцене не хуже Пи-Орриджа. Если кто-то пожелает написать книгу об "эзотерическом подполье Киева", то Ivanov Down обязательно в неё попадет.

Воплі Відоплясова — Танці

Музыкальный критик Артемий Троицкий называет Воплі Відоплясова, или, попросту, ВВ лучшей рок-группой Украины 80-ых годов. Альбом "Танці", записанный в 1989 году и выпущенный на лейбле Фонограф, попал в книгу "100 магнитоальбомов советского рока" Александра Кушнира. А соответственно, его стоит упомянуть в нашем списке. 

Основали коллектив гитарист Юрий Здоренко и басист Александр Пипа в 1986 году. До этого музыканты играли в хэви-метал команде SOS. Позже состоялось судьбоносное знакомство с вокалистом Олегом Скрипкой, а после к троице присоединился ударник Сергей Сахно.

В таком составе осенью 1987 года была записана песня "Танці", ставшая лейтмотивом альбома. 

Лягає день.
Вiн вiддає свої надiї ночi.
Робiтники
Заморились працювати.
Там вогнi,
Яскравi блищуть лампи.
Приходьте, люди, на вечiр у клуб,
Там будуть танцi!!!
ВВ — "Танці"

С помощью неё участники максимально выразили свой панк-потенциал, смешав украинский соцреалистический национальный колорит с рок-н-ролльным драйвом. Все 14 песен альбома заставляют двигать тазобедренными суставами и неистово смеяться. Если большинство киевских рок-коллективов того времени рефлексировали и пели о насущных переживаниях, то ВВ предпочитали нести людям радость. В целом все лучшее, что можно было выхватить из панк-рока и рок-н-ролла, было реализовано в этой работе.

Коллежский Асессор — Колл. Асс.

Писать о Коллежском Асессоре можно долго и подробно. В группе сменилось большое количество участников, а альбомов у них насчитывается целых 12. Однако постараемся кратко обрисовать историю коллектива.

Музыканты Василий Гойденко (рояль), Глеб Бутузов (гитара) и Александр Киевцев (скрипка) подружились в 1981 году и основали "трынтет" КГБ. Первыми результатами их экспериментов стали издевательские переосмысления творчества советских композиторов. В 1987 году они переименовали свой союз на Коллежский Асессор, к которому в последующем присоединились Валик Моисеев (барабаны), Алексей Гаенко (гитара) и Алена Пашенькова (клавишные). Через полгода они ушли из команды, но взамен прибыл барабанщик Алексей Ринденко.

В 1989 году выходит альбом "Колл. Асс.", который, как и альбом "Танці", Кушнир поместил в личный топ. В нем прослушивается влияние американского психоделического рока 60-ых и британского прото-панка. Гитарный чес сменяется долговязыми соло, которые прерываются местами минималистичными хулиганствами. На фоне звучат псевдоанглийские песни с украинскими и русскими вставками. Одним словом, все сделано в лучших традициях дадаистов и сюрреалистов.

В альбом вошли двенадцать треков, а открывает его произведение "Shine".

Биокорд — High Skies

Группа Биокорд появилась благодаря композитору Николаю Быкову. Идея создать команду к нему пришла в 1989 году. Однако дебютное выступление произошло в 1990 году на фестивале Йолки-палки. Тогда в коллектив входили гитарист Владимир Величко, клавишник Игорь Мороз и барабанщик Алексей Шматок. В том же году барабанщика заменяет драм-машинка, а позже покидает команду и клавишник. В 1991 году образуется трио с новыми участниками: барабанщиком Станиславом Ивановым и басистом Александром Ларичкиным. А через год группа окончательного сформировалась. Появился скрипач Сергей Охримчук и новый басист — Вадим Симчук.

Альбом "High Skies" вышел в 1994 году на лейбле Karavan CD. В нем прослеживается влияние King Crimson, фюжен-джаза и нью-вейва. Технически выверенные композиции с импровизациями, наполненные скрипкой и сложными барабанными партиями, отправляют слушателя в игривый трип. Музыку Биокорда хочется препарировать и подолгу изучать. Подчас не удается уловить моменты перехода от одной партии ко второй — деталей слишком много, а игра скоростная.

Godzadva — SadismySmile

После того, как гитарист Коллежского Асессора Глеб Бутузов покинул группу, в 1990 году, он образовал вместе с Юрием Сторожуком (Сверчковое Число) Godzadva. В 1991 году Юрий Сторожук покинул коллектив, который к тому времени представлял квартет: Глеб Бутузов — гитара, Александр Евстратенко — бас, Александр Старовойтов — скрипка и Александр Криштапович — барабаны.

В таком составе Godzadva записывает альбом "SadismySmile" в 1991 году. Музыку группы часто характеризуют как пост-панк. Я лично склонен считать, что это экспериментальный рок. Слишком много в ней одолжено идей из других стилей. Моей любимой песней в альбоме является "French Song". На тексты Поля Верлена и Робера Десноса были положены перегруженная гитара, скрипка и "сбивочные" барабаны.

Necropolis — Three my lifes

В 1991 году группа День умирает рано превратилась в Necropolis. Это, может быть, был первый по-настоящему готик-рок коллектив в Украине. Играли в нем Славко Гал (вокал и гитара), Kaa (гитара), DC (бас) и Стех Волченков (барабаны).

Первый альбом "Three my lifes" появился на лейбле Moon recrods на кассетах в 1996 году. Пели ребята на английском языке, что, к сожалению, не пошло им на пользу в плане завоевания публики. В музыке чувствуется влияние Bauhaus, Swans и Dead Can Dance, которых исполнители почитали.

"Three my lifes" — это меланхоличное путешествие по киевским потемкам. Медленные и спокойные гитарные переливы сменяются перегруженным скоростным безумством. Музыканты в альбоме не пренебрегали электронными фрагментами, но и не переусердствовали, добавляя их в свою музыку в качестве приятных акцентов. Стоит отметить, что высокие запилы удачно вписывались в канву произведений, не раздражая слух.

Баніта Байда — "… і Парочка Птахів"

Баніта Байда появилась на киевской рок-арене в 1989 году. Основали его басист Дмитрий Добрый-Вечер и клавишник Виктор Недоступ. К ним присоединились гитарист Тарас Бойко, гитарист Виталий Климов, барабанщик Николай Родионов и сейшн-скрипач Виктор Крисько.

Дебютный альбом "… і Парочка Птахів" был записан в 1990 году. В интернете можно найти информацию, что Баніта Байда стали первыми играть готический рок. Хотя я к подобному утверждению отношусь со скепсисом. Все-таки, как по мне, это украинский прог-рок. В композициях можно найти блюз, баллады, скрипичные водевили, неоклассику, украинский фолк и вокально-инструментальные эксперименты. Полный набор самого разнопланового творчества, которое не только демонстрирует профессионализм участников, но и показывает все разнообразие и красоту истории музыки.

Вій — Вій

В 1991 году Дмитрий Добрый-Вечер уходит из Баніти Байди, чтобы основать коллектив Вій с Игорем Лемешко и Олегом Козловым. В первоначальный состав входили: Дмитрий Добрый-Вечер (бас-гитара, вокал), Игор Лемешко (гитара), Олег Козлов (гитара), Юрий Мезенчук (барабаны), Руслан Мелещенко (перкуссия, конги) и Вячеслав Миклухо (виолончель).

Одноименный дебютный альбом показался публике на польском лейбле Koka recrods летом 1993 года. Хоть я и не люблю это слово, но позволю себе его использовать. Альбом "Вій" — атмосферный. Это диковинная смесь украинской демонологии в музыке и текстах. Фолк, сыгранный на этнических и электроакустических инструментах, здесь удачно комбинируется с эмбиентом и роковыми проигрышами.

В песнях рассказываются истории о казаках, ведьмах, несчастной любви сельской девушки и прочих посконных архетипах. Слушать группу Вій необходимо закрыв глаза. И тогда к вам придут образы психоделии украинской хтони.

Мы рассмотрели лишь один, самый чудный и пышный островок, расположенный посреди океана украинской музыки. А ведь существует еще немало групп, которые заслуживает быть изученными. Еесли интересно узнать больше, подробнее тему раскрывает документальный фильм о киевской музыке периода 1986-1995 годов "Дайте звук, будь ласка!".

Neformat.com.ua ©