Оцепеневшие / Вирь - За Ножом (2013)

Название из рассказа одного активиста, который сидит за убийство по превышению пределов самообороны; он объяснял, как устроена жизнь: "Эти люди шлют тебя нахуй, и ты развернулся и пошел. Они думают, что ты просто слился, но на самом деле ты пошел за ножом. Вся наша жизнь - это путь за ножом".

Данный альбом - это не сплит, и коллаборацией его назвать тяжело. Это нечто большее, нечто иное. Долгие четыре года музыканты Вирь и Оцепеневших обменивались между собой материалом, доделывали, перекраивали его, чтобы в итоге выпустить "За Ножом". Вышло очень органично и своенравно.

Наверняка многим из тех, кто сейчас читает этот обзор, Вирь знаком. Знакомы два полноформатных релиза проекта Сергея Милушкина и несколько демок и сплитов. Оцепеневшие - более молодой коллектив, который отметился сплит-альбомом с Allerseelen и Neutral и принял участие в серии релизов лейбла Heliophagia и нескольких других сборниках.

Я люблю Вирь. Люблю еще со своих школьных времен, когда мог сидеть в наушниках на задних партах, слушать "В памяти" и смотреть куда-то вне пространства. Я с легкостью принял эволюцию группы, когда после агрессивного, напористого и наиболее подходящего под лейбу "сладж" альбома "Нижний Лес" вышел более пространственный, дроновый и "шумный" релиз "Хорна". И, не кривя душой, могу сказать, что если бы мне "За Ножом" представили как полноценный третий альбом Вирь, я бы ни на секунду в этом не усомнился. Плохо ли это? Отнюдь. "За Ножом", с одной стороны, продолжает путь "Хорны", но с другой - имеет какие-то свои новые, глубокие и своеобразные мотивы. Их с легкостью можно было бы воспринять как движение вперед самого Сергея, но на самом деле это те самые частички Оцепеневших. Причем заметить это "разделение труда" можно только намеками, тенями, а на самом деле разобраться, кто что писал - очень сложно и абсолютно ненужно, настолько естественно слаженным получился релиз.

"За Ножом" - очень красивое полотно. Определить его направление - полуреально, ведь палитра красок, кажется, взята сразу из нескольких противостоящих друг другу эпох. Тут тебе и дроново-эмбиентные ландшафты, которым не видно конца и края - отрешенные и бесконечные. И агрессивные острые куски в духе старого материала Вирь с фирменным узнаваемым вокалом. Словно ты смотришь на старинный замок, величественный, монументальный. А тебя в нем привлекает выбитое окно и куски разбитого стекла. Но упрекнуть тебя в этом некому. Местами "За Ножом" завораживает своими мелодичными моментами или еще больше удивляет едва ли не танцевальной драм-машиной. Иногда из-за туч и вовсе выглядывает скупое солнце, и музыка становится нежной, как у Jesu. К счастью (разве?), это лишь обман, и спустя мгновения монолитные куски металла снова затягивают небо, чтобы не выпустить слушателя из своих костлявых лап уже никогда.

Слова из эпиграфа зацепили меня за живое. Такие простые и такие злободневные. И провести аналогию между альбомом и этим самым путем за ножом можно в два счета. Это не беспорядочное метание на окровавленной кухне, когда тебе сойдет любой, попавшийся под руку столовый острый прибор. Это обдуманное, длительное путешествие, с явной, очерченной конечной целью. Правда, до нее еще может возникнуть большое количество разнообразных препятствий, мрачных, серых, массивных, медленных. Капли воды, свет, видимый со дна колодца, угасающий последний фонарь в сыром подземелье. А ты все равно будешь следовать вперед, за своим ножом, приготовленным как раз для подобного случая. И ты дойдешь туда, куда тебе нужно, обязательно дойдешь. Только вот никакого ножа там может и не оказаться.

Заказать / скачать альбом можно здесь:
http://zhb.radionoise.ru/rus/zhbd-03.html
http://zhbd.bandcamp.com/album/for-a-knife
http://virband.bandcamp.com/album/za-nojom

Neformat.com.ua ©

1. 1000 Дверей
2. Котлован
3. Sonne Der Toten
4. -273°C
5. Чёрное
6. Ce Qui Ne Trompe Pas
7. За Ножом

01.04.2013