+\- - Emerald Island (2010)
"All aboard! All aboard!" – зазывают окунуться в свой дебютный альбом парни из группы +\- (Плюс\Минус). Долгих пять лет шла к нему киевская четверка, успев пережить десятки разных по успешности концертов, несколько тяжелых изменений в составе и выпуск дебютного EP два года назад. А сколько сил, умноженных на наши не самые яркие реалии, было вложено в полноформатник – страшно даже подумать. Мне посчастливилось ознакомиться с релизом до его официального выхода, и я с уверенностью могу сказать, что все труды группы с лихвой окупили себя, а мои (уверен, что и ваши) ожидания были превзойдены в несколько раз.
Первое, что бросится в глаза (ну, точнее, в уши) слушателю – это, конечно же, звук. За запись отвечал киевский звукорежиссер и друг группы Сергей "Knob" Любинский, а сводили всё ребята из шведской студии Tonteknik Recording, среди заслуг которой можно отметить работу с командами Poison The Well, Cult Of Luna и Meshuggah. Так вот, вместо ожидаемых резких гитарных пассажей, звонких барабанов и вылизанности, мы слышим совсем иное – звук на альбоме живой, но плотный и немножко глуховатый. Честно, поначалу это вызывает недоумение, поскольку значительно отличается от неписанных стандартов групп схожих направлений. Средние частоты на диске очень плотно звучат, что сглаживает переходы от более мощных и брутальных моментов к лирическим и вкусным проигрышам. Наверняка ведь многие замечали у маткор-групп такие дырки в звуке, при которых материал становится похожим на кашу, и желание прослушивать его снова и снова сводится к минимуму. Сами музыканты утверждают, что они нарочно добивались живости и сырости в треках, стараясь сохранить энергетику и посыл. И получилось здорово, чего греха таить. Вскоре, когда привыкаешь к звуку и понимаешь его плюсы (коих гораздо больше, чем минусов), начинаешь различать материал. И тут-то и начинается самое интересное.
Но прежде чем описать свои впечатления о материале, я хочу рассказать о том, на что лично я обратил внимание – а именно на наличие концепции в альбоме. "Emerald Island" – не просто набор песен, написанных в разные временные отрезки жизни группы, а полноценная история – лирическая, мистическая и красивая. Само название релиза позаимствовано у призрачного острова, который упоминался в датированных 1821 годом заметках журнала корабля Emerald, в честь которого он и был назван. Остров этот якобы располагался между Австралией и Антарктикой, к югу от реально существующего острова Маккуори. Отлично иллюстрирует эту концепцию минималистичная, но захватывающая и броская обложка, выполненная еще одним давним другом группы – Алексеем "LaBIZz" Дивисенко. На ней словно в трехмерном пространстве витает тот самый призрачный остров, смешивая реальность со снами, выдумкой и чем-то потаенным, незаметным с первого взгляда. Большинство текстов альбома тесно связаны с основной сюжетной линией, которая повествует о неком парне, который с детства шел рука об руку с девушкой, но судьбы их сложились так, что герой стал отважным капитаном морского судна, а героиня – циничной и коварной шлюхой. Из-за превратности судьбы герой оказывается по разные стороны баррикад со своей бывшей любовью. Смерть едва не настигла его, мистическим образом он попадает на остров и спасается, но странные подозрения закрадываются к нему в душу.
For the last time I swept the firmament
I was saved
Was I really saved?
На самом деле история куда глубже и интереснее, и ее можно трактовать по-разному как в целом, так и по ее составляющим, каждый может сделать это сам, ознакомившись с текстами. Что же касается самого материала, то +\- скромно выделяют три группы, которые больше всего повлияли на их музыку. Это Poison the Well, The Dillinger Escape Plan и Converge. Конечно, со временем музыка парней обросла экспериментами и большим спектром музыкальных течений, и уже вслушиваясь в альбом, можно заметить совершенно другие влияния, нежели первоначальные. Но суть в том, что вобрав в себя немало от именитых коллективов, Плюс\Минус остались оригинальными, и вряд ли у них можно найти момент, на котором можно воскликнуть "О, да я же это слышал у тех-то!". Выделить какие-то отдельные треки откровенно сложно, поскольку, с одной стороны, они записаны в одном ключе, а с другой – все очень разные, указывающие на многогранность и нешаблонность группы. В целом, на альбоме можно вырисовать два основных песенных ландшафта. Первый состоит из более "роковых", лирических и мелодичных песен с высоким заискивающе-сладким вокалом: первой ласточки-сингла с альбома "Mayday! Mayday!", "Fog Lights" и "Mutiny Aboard". Вторая же включает в себя напористые, практически уничтожительные полотна по типу "Phoenix vs. Owls" или "Empire" с отличным мощным брейкдауном, от которого просто веет силой и уверенностью. Занимательно то, что весь этот материал звучит не в противовес друг другу, не как белое и черное, а как взаимодополняющие и взаимораскрывающиеся песни.
Несмотря на то, что ребята вполне справились бы с записью альбома собственными силами, они пригласили нескольких музыкантов для сотрудничества. Причем выбор гостей был далеко не очевидным. Первым делом хотелось бы отметить Илью Белорукова – молодого российского саксофониста, который привнес свою лепту в песни "Empire" и "Anchor Lung". Удивительно то, что такой неординарный инструмент как саксофон идеально вписался в музыку группы – если слушать не особо внимательно, его можно и не заметить. Еще одним гостем стал Дмитрий "Kotra" Федоренко – украинский электронный музыкант-экспериментатор, почитаемый далеко за пределами страны – он очень заметно поучаствовал в треке "Anchor Lung". Интересен тот факт, что в этой песне использованы исходные гитарные материалы с дебютного EP группы. И последним гостем стал Ярослав Татарченко – музыкант из Кривого Рога, друг группы и ее звукорежиссер, который записал пианино для заключительного трека. Стоит также отметить, что многие люди могли видеть Ярослава в качестве фронтмена на некоторых концертах группы во время, когда поиски нового вокалиста еще не были окончены. На треке "Nimrod Glacier" хотелось бы остановиться чуть подробнее. Плюс\Минус не обошла стороной замечательная тенденция делать последний трек на альбоме эпическим, запоминающимся и по своей структуре напоминающим пост-метал. И действительно, его атмосферные моменты и невероятно удачный вокал оставляют нежное послевкусие, и включить альбом заново хочется просто незамедлительно. Я бы еще субъективно выделил трек "Brighter Then I Light Up The Stars" – быстрый, короткий и сильный, мне он запомнился. Но я уверен, что разные слушатели будут выделять для себя разные треки, либо просто будут вкушать альбом целиком, так что продолжать разбор по трекам не считаю необходимым.
Без тени лицемерия, а со всей искренностью и ответственностью хочу заявить, что "Emerald Island" – событие не только для нашей сцены, но и для Европы в целом. Надеюсь, в этот раз киевляне попадут в плюс, окажутся в нужном месте в нужное время, и про них узнают на Западе, ведь, черт, возьми, они этого заслуживают! Цельный, сексуальный, уверенный, нестандартный и увлекательный – вот он какой, этот "призрачный остров", в понимании +\-. Я искренне счастлив, что мы доросли до выпуска подобных альбомов, надеюсь, дорастем и до их понимания. Будет возможность – приобретите релиз, поверьте моему слову, он того стоит.
01. Intro
02. Fog Lights
03. Mayday! Mayday!
04. Tiger Peacock
05. Empire
06. Harlots Washed Down With Milk
07. Mutiny Aboard
08. Brighter Than You I Light Up The Stars
09. Henry The Hexapus
10. Phoenix vs. Owls
11. Anchor Lung
12. Nimrod Glacier