Евгений Свищёв: Мы бы не хотели собраться и просто сыграть старые песни

Большинству наших читателей Евгений Свищёв известен как вокалист симферопольской мелодик-хардкор комады Memorials, но это далеко не единственная его заслуга. Мы попросили Женю рассказать о своих увлечениях, переезде во Львов, возможном реюнионе Memorials и не только. Подробнее читайте в нашем интервью.

- Со времен последнего выступления Memorials прошло уже много времени. Как изменилась твоя жизнь с тех пор и переезда во Львов, в частности? Сложно ли было адаптироваться к новому образу жизни и как это происходило?

- Последний наш концерт состоялся, когда я уже жил во Львове. Мы, по инерции, старались что-то делать, живя в разных городах (Симферополь, Одесса, Каменец-Подольский, Львов), но заряда хватило ненадолго. Года на полтора. Затрудняюсь ответить на вопрос об изменениях и адаптации, потому что, кажется, они происходят по сей день. По большому счёту, всё, чем я занимался последние два-три года до переезда, было связано с деятельностью группы. Даже когда мы делали концерт и не играли на нём, я думаю, мы двигались в том же направлении, что и выступая где-нибудь в качестве гостей. В то время я не задумывался о будущем вне этой среды. Представить свою жизнь без студий, репетиций, концертов и ребят даже не приходило в голову. И вот уже пятый год я пытаюсь признать, что это в прошлом, но получается не вполне.

- Почему твоим выбором стал именно Львов и к каким отличиям в жизни Львова и Симферополя тебе пришлось привыкать в первую очередь?

- Фактически я выбирал из трёх городов: Киев, Одесса, Львов, и последний увлёк меня своей историей, архитектурой и настроением. В июне 2014 мы с Никитой (гитаристом Memоrials) отправились во Львов оформлять загранпаспорта и, гуляя, решили - переезжать необходимо сюда.

Привыкают обычно к чему-то плохому, а мне здесь лучше, чем в Симферополе (конечно, имеется в виду, в бытовом смысле). Поначалу я положительно удивлялся некоторым поведенческим аспектам львовян, а потом обнаружились вещи жутко бесящие, но выбор сделан и я подтверждаю его своим дальнейшим присутствием здесь. Наверное, мне не следует противопоставлять эти два города, ведь ментально не так уж и велика разница между ними, как и между любыми другими городами этой страны - сходств больше, чем отличий.

- Не так давно ты выпустил релиз в рамках нового проекта эфир и фирн. Расскажи, пожалуйста, о нем подробнее.

- Релиз называется "реверс", он рассказывает о памяти субъекта и неизбежности большого путешествия (трипа) по ней. С поиском или без поиска ответов, но, похоже, без их находки. Это медленная и длинная шумовая композиция со стремительной развязкой в конце. Я путаюсь в жанрах и не знаю, как представить это слушателю, незнакомому с моим творчеством. Давайте назовём "реверс" смесью из эмбиента и эмо. Тем более у них общие буквы в начале. Вот, эмобиент! Я пытаюсь найти способ "вписывания" своих текстов в звуковое пространство и надеюсь, "реверс" смог приблизить меня к цели.

- На последнем BSFF ты выступал в роли поэта. Как прошло выступление и что ты ощущал, выйдя на сцену спустя большое количество времени, но уже в немного ином формате? Как вообще относишься к мероприятиям подобного формата?

- Выступление на BSFF было крайне неудачным. Мы плохо отстроили звук и я терялся при чтении, к тому же сорвал голос, да и в целом эксперимент со стихами и шумом в лесу провалился. Но это не первое выступление со времен Memorials. В 2016 мы играли на упомянутом фестивале с Домъ терпимости, а во Львове я два раза выступал, читая стихи. Ещё помню пару "чтений" на литературных и музыкальных фестивалях в других городах, так что большой паузы не было. 

К BSFF отношусь с большой симпатией, как и к людям, которые его делали. Мне кажется, что фестиваль прекратил своё существование по причине упадка в панк-сцене. Последний BSFF показал, что это большая семья, где все друг друга знают и любят, но именно отсутствие новых лиц и является приговором. Других мероприятий подобного формата в Украине нет.

- Чем вообще живешь сейчас? Чем увлекаешься?

- Сейчас меня интересует литература античности и русская поэзия модернизма. Заново открываю для себя американскую прозу 20 века. Иногда смотрю кино. За новинками музыкального мира не успеваю следить: в основном получаю настоятельные рекомендации друзей. Часто открываю не новых исполнителей, а канувших в лету и тех, кого все знают давно, а я только сейчас смог оценить. Увлекаюсь китайским чаем.

- Видел, ты завел четырехлапого друга. Расскажи о нем

- В 2015 году у меня появилась собака. Её зовут Ласпи, она очень хорошая. Знает несколько команд, например, "проституция" - это лечь навзничь и вилять хвостом.

48356283_1217279668423678_8656829858686435328_n

- Ты занялся печатью на ткани. Как это происходит?

- И не только на ткани, к примеру, я делал оформление наших пластинок. Я называю это домашней шелкографией. Занялся ей довольно давно, в 2010 году. После сомнительного опыта сотрудничества с местной печатной компанией мне захотелось сделать мерч для нашей группы и других групп лейбла Young Voices собственноручно. Я был вдохновлён примерами западных, белорусских и российских панков, которые автономно обслуживают сферу производства мерча в сцене. Меня увлекала не только этика, но и методика. Познакомившись с базовыми принципами трафаретной печати в интернете, я заказал свои первые расходные материалы. В домашних условиях смастерил небольшой узел для одной сетки, после чего появился первый тираж футболок Memorials. К слову, весь наш мерч я напечатал сам. В основе моей мастерской до сих пор лежит принцип diy, все печатные конструкции изготовляются по возможности самостоятельно, мастерская мобильна и перемещается со мной из одного места жительства в другое. Так мы сменили уже семь локаций. 

- Помнишь с чего началось твоё увлечение стихами и когда впервые опробовал себя в роли автора?

- Я написал первые стихи в первом классе школы, если не ошибаюсь. Это была басня про лису и колбасу или что-то в таком роде. Моему классу задали что-нибудь сочинить, и вот, пожалуйста - потом я стал делать поздравительные открытки со стихами родителям и друзьям на дни рождения, участвовать в школьных конкурсах и писать тексты песен для группы Разгром, которую мы организовали с двоюродным братом в возрасте восьми-девяти лет.

В старших классах школы у меня уже была настоящая группа, и я писал тексты типа "В первый раз увидел тебя в футболке "ванс" и сразу понял это мой шанс" или "традиции народа уже давно на рынке, обычаи страны в прозрачной бутылке" и параллельно участвовал в поэтических конкурсах, приуроченных к памятным датам жизни Шевченко, чтобы учительница украинского языка и литературы прощала мне прогулы и неудовлетворительное поведение. Но интереса к поэзии никак не обнаруживал. Он появился гораздо позже, наверно, на старших курсах университета, когда Memorials уже играли вовсю.

- Что вдохновляет тебя на творчество?

- Раньше я думал, что могу писать только в моменты глубокого душевного кризиса, что, в принципе, и видно по нашим песням времён, скажем, "Кулуара", но это не так. Темой или мотивом может послужить всё что угодно: природа, вид за окном, знакомство, звуки города, прочитанный абзац, песня, упавший орех, кипение воды, переполненная маршрутка; даже в моменты полного равнодушия к жизни можно написать чего-нибудь стоящий текст. Думаю, следует меньше искать вдохновения, и больше работать.

47683370_346231846154767_8568580989561864192_n

- Судя по фотографиям в твоем FB аккаунте, ты много путешествуешь. Расскажи о своих любимых местах.

- Я путешествую мало, и наверно? такое впечатление складывается из-за того, что фотографии в моём фб появляются примерно раз в год и большинство из них так или иначе связано с путешествиями. Мои любимые места находятся в Крыму. Очень люблю тропу из Фороса в Балаклаву через Айя, сестёр Чатыр даг и Демерджи, смотровую с Бойко на каньон, Атлеш и, в большей степени, Джангуль, восточный "волошинский" Крым. Ещё пещерные города Крыма заслуживают отдельного места в этом перечне. Пусть, что-нибудь я забыл, но, думаю, это хороший список любимых мест.

- Поддерживаешь отношения с парнями из Memorials? Что с ними происходит сейчас?

- Поддерживаю, ведь они мои лучшие друзья. Но видимся мы редко. Раз или два в год я приезжаю в Крым и большую часть времени провожу если не с родителями, то в компании Никиты и Диониса. Они делают музыку в разных проектах, в том числе и совместном. Желаю им поскорее записать песни, черновики которых я слышал в прошлый свой приезд. Это очень порадует мою душу!

Паша живёт в Одессе, тоже поиграл в нескольких коллективах со времён переезда, сейчас участвует в Mass Suicide. Иногда мы ездим друг к другу в гости, пьем чай и ходим в баню. Миша - в Каменце, пишет красивые песни и выступает под именем Як Ми. Если увидите это название на афише, обязательно послушайте, он играет как никто другой.

- Не могу не спросить: официально вы не объявляли о своем распаде. Это формальность или все же не исключаешь реюнион когда-нибудь?

- Конечно, не исключаю. Более того, мы несколько раз затрагивали тему концерта или даже тура, но между собой не договорились. Наверное, время не пришло. Мы бы не хотели собраться и просто сыграть старые песни. Одно из важных условий воссоединения - работа над новым материалом, и здесь возникает множество проблем, вариантов решения которых я пока что не вижу.

- Скучаешь по атмосферным концертам, когда твои тексты поет толпа?

- Да, такие моменты очень бодрят, и я скучаю по концертам и репетициям. По моим друзьям и нашему общему делу.

- Видел, ты тоже снимаешь на пленку. Давно этим занимаешься и как это началось? Какие фотографии, сделанные на пленку, твои самые любимые?

- В моём детстве все снимали на плёнку, лично я на мамин ФЭД и позже на мыльницу samsung. Потом был цифровой перерыв, но году в 2012 я достал из шкафа ФЭД и загрузил в него просроченную agfa 100, с тех пор насобирал немного снимков и камер. Так как я не отношусь к фотосъёмке серьёзно, мои любимые снимки часто являются таковыми из-за ассоциаций с местом и временем съёмки. Например, фотография, которую я использовал для оформления "реверса", была сделана в 2013 году на вершине Ангар-Бурун в походе, приуроченном к крымскому хардкор панк-фестивалю Main Ridge. Два дня в наших "руинах" выступали группы, а на третий все желающие могли пойти в горы. Это был конец декабря, предновогоднее время, поэтому желающих обнаружилось немного, но мы здорово сходили и на закате я сделал упомянутый снимок. В тот момент над горнами яйлами парили орлы, они совершали круг за кругом, и была такая тишина, что слышались только щелчки затвора. Собственно, яйлы, закатная дымка и орлы запечатлены на этом снимке.

- Твои стихи автобиографичны или это собирательный образ?

- И первое и второе.

- Какие фильмы и книги впечатлили в последнее время?

- "Гибель богов" Висконти, "Фанни и Александр" Бергмана, "Дневник сельского священника" Брессона, "Возвращение" Звягинцева, "Танцующая в темноте" Фон Триера. Еще Питер Акройд "Повесть о Платоне"; Бернхард Шлинк "Чтец" и Катя Петровська "Мабуть Естер", нарочно ставлю по соседству; Георгий Иванов "Распад Атома"; Василь Махно "Дім у Бейтінґ Голлов", Аркадий и Борис Стругацкие "Отягощенные злом или сорок лет спустя".

- Что думаешь об украинской сцене сейчас? Кого выделяешь для себя?

- Об украинской панк-сцене? Мало талантливых людей и вообще людей мало. Нужен приток молодой крови, свежих идей. Сегодня это похоже на консервную банку. Может быть, я ошибаюсь по причине невовлечённости и просто не знаю интересных новостей. Но что-то хорошее происходит в “соседствующих” жанрах, и вообще за современной украинской музыкой наблюдать интересно. Выделяю несколько коллективов, приходящих на ум в первую очередь. Oh, deer! - для меня это феномен. Тексты уникального качества, с множеством аллюзий и цитат, но остающиеся без должного внимания вне тусовки и даже в ней по причине очень своеобразного музыкального звучания для невовлечённых в скримо. Bluesbreaker - это одна из "стабильных" украинских групп. Они хорошо играют, местами экспериментируют, и каждый новый релиз помогает заново открыть для себя их музыку. Youtsuya Kaidan - очень интересная группа, которая, к большому сожалению, распалась во время подготовки этого интервью. City Of Me - хочется вспомнить о них, как о еще одной хорошей распавшейся группе. Кат - последний альбом, по-моему, замечателен, и следить за этой группой любопытно. Ещё мне нравятся Straytones - их выступления магичны.

- Последние 5 альбомов, которые ты залил в плеер?

  • Atoms For Peace - Amok
  • Wand - Plum
  • Кино - 45
  • Blonde Redhead - 3 O'Clock
  • Matt Haimovitz, Christopher O’Riley - Shuffle. Play. Listen

- Если бы ты встретил себя 10 лет назад, что бы ты себе сказал?

- Не трать так много времени на всякую ерунду.

- О чем сейчас мечтаешь и какие цели ставишь?

- С тех пор, как началось моё увлечение музыкой, я мечтал записывать альбомы, выпускать винил, ездить в туры и трудиться только над этим. Наверно, как гештальт, это со мной и по сей день, но сказать, что мечтаю - не скажу. Сейчас я переписываю и перерабатываю некоторые записи для эфир и фирн. Надеюсь, скоро смогу выложить их в сеть. Размышляю над концепцией живых выступлений и сотрудничеством с музыкантами на следующих записях, работаю над новыми текстами.

эфир и фирн в сети:

https://efirn.bandcamp.com/
https://vk.com/efirn

Memorials в сети:

https://www.facebook.com/memorialshc/
https://memorials.bandcamp.com/

Neformat.com.ua ©