il mio campo – confine (2016)
Желаете вместе со мной убедиться в смерти пост-панка как художественного явления и лицезреть его окончательный переход из категории искусства в категорию социально-эстетическую? Тогда нагляднее примера, чем альбом днепропетровской группы il mio campo – confine, сложно будет найти.
О некоторых тематических релизах я писал раньше, но теперь, когда вектор движения жанра, благодаря таким коллективам как Буерак и Chernikovskaya Hata уже окончательно понятен, взвешенно и непредвзято писать о той мерзости, что сейчас вытворяют с постпанком в странах бывшего советского лагеря, для меня уже невозможно. Отвечу на немой вопрос читателя: нет, я не ненавижу весь постсоветский пост-панк последних лет,(а точнее то, что подразумевается под этим понятием), но и не питаю к нему теплых чувств. Дамы и господа, надо ли говорить о том, что 80-ые уже давно прошли, а Манчестер, он очень далеко за морем в совершенно чужой туманной стране, с совсем другим культурным и историческим бэкграундом? Но это, конечно же, всего лишь мое мнение, и его можно игнорировать – пускай! Пускай и дальше юноши, бледные со взором горящим, вместо того чтоб учить уроки или, возможно, даже зарабатывать деньги на оплату первой сессии в экономическом вузе, вдохновляются не особо достоверным черно-белым фильмом о нелегкой судьбе английского эпилептика. Ведь исполнение незамысловатого пост-панка британской школы это мало того что очень-очень актуально, так еще и любому, даже самому куцему мальчику добавляет черты интеллектуала и эстета. Да-да! Нужно играть только определенный манчестерский пост-панк с лязгающим басом, шестнадцатыми хэтами, и глубоким-глубоким вокалом, а все что там делали в разное время в Австралии, Сибири или Москве, это все чушь, говнарьство и фу-фу-фу.
Но, несмотря на всю мою желчность в данном вопросе, я думаю, что благодаря всем этим манчестерским веяниям у нас появилось много интересной музыки и она вполне заслуживает внимания. А такие группы как Сруб, Signals Feed The Void, да и черт с ним Буерак, как не крути, а подошли к творческому процессу со своим видением, и, если и не расширили границ жанра, то уж, по крайней мере, принесли в него нечто новое. Чего нельзя сказать о героях моей сегодняшней рецензии.
Сегодня я не буду пытаться подсластить пилюлю.
confine– как и все творчество ребят – это вторичность от вторичности, обильно приправленная розовыми соплями зеленых юнцов, очень пошлая и вульгарная попса. Ближайший аналог такому бойзбенду следует искать не в Англии 70х-80х, а в черно-розовом 2007ом. Но сами ребята виноваты в случившемся лишь отчасти, основной же груз ответственности лежит на вас глубокоуважаемые слушатели, которые своим буржуазно-хипстерским потребительством все ниже и ниже опускали культурную планку. И к чему же мы пришли? – теперь «андерграундная» группа, чтоб быть на слуху не должна писать хорошие или оригинальные песни, не должна иметь свой яркий стиль или смелый подход к музыке, лирике, или внешнему виду. «Андерграундный» музыкант теперь не должен учить, обличать, удивлять или шокировать, - Дионис и Прометей уже давно никому не интересны. Все что нужно для комфортного нахождения в современной «андерграундной» среде – быть актуально эстетичным. То есть максимально соответствовать эстетике (а у отвратительного, как вы знаете, тоже есть своя эстетика) актуального тренда. Для этого нужно пользоваться проверенными и узнаваемыми (читай избитыми и пошлыми) приемами, подачей и саундом, так что заморачиваться совсем не нужно, - всю работу по систематизации инди-постпанк штампов еще в двухтысячных проделала группа Motorama– бери и пользуйся. (Тут я хотел написать несколько добрых слов про Мотораму, но честно затрудняюсь увидеть принципиальную разницу между ними и il mio campo).
По существу:
Музыка на альбоме – это чередование попыток играть как The Smiths с попытками играть как Joy Division, то есть абсолютное отсутствие каких-либо претензий на оригинальность. Беда в том, что техническая база тех же The Smiths, то есть гитары, примочки, усилители были принципиально другого порядка, поэтому и текстура звука была гораздо интереснее. Не подумайте плохого, бедность - это то в чем отечественного музыканта упрекать подло, поэтому оставим эту тему, заметив только, что звук все же можно было накрутить поинтереснее, используя тот минимум технических возможностей, что был у il mio campo, раз они уж так очевидно замахнулись на The Smiths. Да и руки гитаристов далеко не такие ровные, и хлесткая манера игры Джонни Марра звучит не всегда уместно, да и дается ребятам с трудом. Что касается подражания Joy Division - то тут проблема в том, что il mio совершенно не в состоянии написать простую и цепляющую мелодию, так что после неоднократного прослушивания confine ничего кроме названия треков латиницей у меня в памяти не осталось.
Вокал на альбоме - конечно, петь как Моррисси дано не всем, поэтому будем петь как Кертис. Тут очень интересный момент: есть такая штука как вокальный стиль Кертиса в его современной интерпретации. В чем он заключается? – надо петь как Владислав Паршин, который думает, что пытается петь как Кертис, хотя на самом деле Кертис так никогда не пел.
Лирика альбома – вот тут узреть масштаб трагедии современной молодежной культуры удобнее всего. Тут вам и плохой перевод стихов Жака Превера (с таким же успехом можно русские переводы хайку положить на постпанк), и обилие англоязычной лирики, о которой даже говорить не хочется, настолько она никакая. И даже русскоязычная лирика собственного сочинения, ярчайшим примером которой является рифма «увидеть-видел», из песни «молчать»… Неужели Сергей Жуков разочаровался в загнивающей русской эстраде и теперь пишет тексты простым днепропетровским парням в отнюдь не загнивающем стиле экзистенциального пост-панка?
Манчестерский пост-панк себя давно изжил, а нынешняя мода на него, как и любая другая мода на западную музыку, в наших широтах принимает обычно самые уродливые и смешные формы. Но есть и хорошие новости – любой тренд обречен на смерть. Массовый тренд должен умереть, чтоб через пару десятков лет стать объектом глумления масс. Как сейчас смеются над нелепыми челками и обтягивающими кожаными штанами металхэдов 80х, над дурацкими прическами и нарядами 90х, так через пятнадцать - двадцать лет люди будут ухахатываться над современным русским постпанком и закрученными усами. Группы il mio campo, Утро, Ploho– все это симптомы агонии жанра, а значит его смерть и устранение из актуальной«андерграундной» культуры неминуемо. Хотя кто знает, какая дрянь придет ему на смену.
1. no more exсuses
2. uhodi
3. light
4. the same
5. voyna
6. ritual
7. molchat`
8. what for?